Мы – в тренде. Как развивать креативные индустрии в регионе

Эксперты обсудили необходимость объединения творческих предпринимателей. © / IT-форум Югра

На прошедшем в Югре XIV Международном IT-Форуме с участием стран БРИКС и ШОС была секция «Креативные индустрии и информационные технологии» – для заинтересованных участников из России и из-за рубежа. В беседе участвовали руководитель АНО «Агентство креативных индустрий» Гюльнара Агамова, руководитель направления Института развития интернета Алексей Буньков, гендиректор издательства «ЭКСМО» Евгений Капьев и другие.

   
   

В первую очередь производство

Развитие креативных индустрий – одно из приоритетных направлений госполитики в России и общемировой тренд. Но кто заслуживает поддержки и как она должна оказываться, понимают далеко не все. Итак, креативные индустрии – это сферы деятельности, в которых значимая часть добавленной стоимости формируется за счёт творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность (изобразительное искусство, литературу, кинематографию, архитектуру, дизайн и пр.).

И если искусство и культура – это скорее про культурное наследие или творческую интерпретацию автором окружающей среды, то креативная индустрия – в первую очередь производство, и поддержка оказывается предпринимателям, которые хотят зарабатывать.

«Креативная индустрия ведёт к цифровизации некоторых секторов, к созданию креативной экономики. Инновация вытекает из креативности, креативность – это двигатель», – отметила гендиректор Disruptive Art Coaching, профессор Исследовательского института Фонда Хосе Ортеги-и-Гассета  Грегорио Мараньон Ким Хенди (Канада).

Сила в единстве

Эксперты обсудили необходимость объединения творческих предпринимателей, вопросы цифровизации и цифровой трансформации продуктов творчества. Символично, что разговор состоялся в Югре – мы первыми приняли закон о креативных индустриях (в 2020 году). «За прошлый год мы запустили много важных проектов: акселератор креативных индустрий, креативные свопы и мастер-классы, обучение по направлениям креативного предпринимательства и НТИ, курсы «Введение в продюсирование», «Продвижение продукции», «Дизайн в арктическом туризме», – рассказал гендиректор окружного Фонда поддержки предпринимательства «Мой бизнес» Роман Колупаев. – Создаются точки притяжения предпринимателей: в Ханты-Мансийске открыта арт-резиденция площадью 6 тыс. кв. м, в Сургуте работает культурно-спортивный кластер «Спортзавод». Важную роль в развитии отрасли играет товарный знак «Сделано в Югре!», а когда нам предложили присоединиться к онлайн-витрине WONDERUSSIA – мы ни секунды не сомневались». WONDERUSSIA – это некое исследование, подборка образцов того, что можно считать продукцией креативных индустрий.

«Говоря про креативные индустрии, мы говорим про экономику, и творческие решения в этой сфере нужно переводить в экономическую среду. Главный способ это сделать – регистрация нематериальных активов, позволяющая монетизировать деятельность (патентование, депонирование авторских прав и т.д.), – считает гендиректор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов. – Среди увиденных ханты-мансийских проектов меня больше всего «взбодрил» недавно созданный «Культурный штаб» – центр притяжения предпринимателей, авторов и продюсеров.  Креативная индустрия – сетевая среда, здесь важно «взаимоопыление», вдохновение друг другом. «Культштаб» в перспективе станет продюсерским центром и партнёром WONDERUSSIA. В Югре назрела необходимость активного движения сообщества в сторону развития креативного сектора. Почти одновременно открылись арт-резиденция, «Культштаб», издательский дом «Новости Югры» перезапустил продуктовую линейку и наладил новый формат работы с заказчиками. Набралась критическая масса, которая уже сама меняет инфраструктуру. Каждый регион должен выбрать нишу: у Калининграда это компьютерные разработки, у Ульяновска – мода, у Нижнего Новгорода – архитектура... И не менее важно сформировать сценарий постоянного взаимодействия между отвечающими за сектор ключевыми ведомствами и сообществом. К счастью, я вижу у югорских властей большой интерес к такому взаимодействию и тиражированию успешных практик».

Цифры
Согласно Концепции развития креативных индустрий в Югре, с 2022 по 2030 г. планируется увеличить долю участников реестра субъектов предпринимательства, работающих в этом направлении, в 4 раза, а долю их продукции в валовом региональном продукте и долю трудовой занятости в сфере – на 100%.