Болид «Фантом», сконструированный студентами Югорского госуниверситета, прошёл проверку драг-рейсингом. Зачем вузу гоночная машина, можно ли запускать её в серийное производство и смогут ли студенты стать пилотами «Формулы-1»? Эти и другие вопросы корреспондент «АиФ-Югра» обсудила с руководителем СКБ кандидатом технических наук Владимиром Назаровым.
«Формула-1» для студентов
– Владимир Павлович, в проектировании и изготовлении гоночных болидов задействована команда «Формулы-1» из сотен профессионалов. У вас – студенты. Как решили замахнуться на такое?
– Для начала надо было создать конструкторское бюро. Я знал, что такие есть. Например, в Тюменском индустриальном университете. Сейчас это уже популярное студенческое движение. Есть международное соревнование «Formula Student». Там ребята демонстрируют свои болиды, а внешний вид и другие параметры машины оценивают высококлассные эксперты. Поэтому я предложил создать собственный болид. Это было в 2014-м году. Но одно дело, когда ты приходишь с этой идеей, другое, когда ты её реализуешь. Нам нужно было помещение, компьютеры и материалы. Тогда мы решили подаваться на грант и выиграли. Цель прописали: «развитие машинно-технического творчества молодёжи ЮГУ путём участия в международном соревновании».
Студенты должны были собрать болид сами, а преподаватели – курировать их. А раз я преподавал дисциплину «эксплуатация транспортных средств машинных комплексов», то мои студенты идею поддержали. Мы нашли аудиторию под студенческое конструкторское бюро (СКБ), сами её покрасили, поставили мебель, компьютеры. В апреле 2015-го вышел приказ о создании СКБ, и мы приступили к чертежам 3D-моделей запчастей болида.
– В каких соревнованиях можно участвовать на таком болиде?
– Каждый год проводятся соревнования между студенческими конструкторскими бюро Formula SAE. В них участвуют несколько стран, и с каждым годом участников всё больше. Как правило, в этих странах проходят этапы «Формулы-1». Студенческое движение конструкторского бюро охватывает весь мир и насчитывает более 1 000 команд. Движение это хорошо тем, что ребята учатся конструировать.
С чистого листа
– В России уже были университетские конструкторские команды? Их опыт как-то помог при создании болида?
– Когда мы организовывали бюро, в нашей стране было уже 9 команд. Мы проанализировали их работу и решили, что конструировать болид будем из деталей отечественного автопрома. Мы нарисовали ступицу, нарисовали подвеску, потихонечку расположили колёса, как они должны стоять, и начали чертить раму. По сути, с чистого листа.
– Но нужны ведь и сварочные работы, а в студенческой аудитории это невозможно?
– Мы запчасти нарисовали и начертили в 3D, в объёмной версии. У нас на тот момент не было материально-технической базы в городе, но эта база была в Нижневартовске, в филиале нашего университета. Там помещения оснащены токарными, слесарными станками и сварочной установкой. Пока мы заканчивали чертежи, мы получили грант на 400 тысяч, и 400 тысяч нам добавил университет. И на 800 тысяч рублей мы закупили материалы. По сути, мы купили трубы для изготовления рамы. Трубы не простые – водопроводные. Они особой толщины – для безопасности пилота. Мы нарезали трубы по размеру. Мастер обучил ребят токарному делу, научил инструменты затачивать.
В Нижневартовске мы работали по пятницам, субботам и воскресеньям. За 8 дней мы сварили необходимые детали и раму. А в сентябре нам доставили её в Ханты-Мансийск. Сейчас у нас уже есть база, и мы можем изготавливать раму прямо в ЮГУ. А более сложные детали – на заводе. Нам помог Емельяновский инструментальный. В 2016 году мы приступили к сборке болида. Двигатель для него взяли от мотоцикла «сузуки». Он был на ходу, пришлось его разобрать. Но завели мы болид только в 2019 году.
– Планируете ли вы поставить строительство болидов на поток?
– Все говорят только о болиде, и это понятно. Но нам важен сам процесс конструирования. Развиваем у ребят конструкторский подход, конструкторскую мысль. Студент приходит, занимается, есть прогресс. Он видит, как объёмные чертежи превращаются в детали.
Вам нужны пилоты?
– Какие перспективы у ребят, которые строят болид?
– В конструкторском бюро поработало 60 студентов. Каждый год в сентябре приходят новые люди. В прошлом году мы начали работать с новой командой – это 10 человек. И мы с этими студентами сейчас выступаем.
В этом году шесть студентов защитили выпускные квалификационные работы по построению болида. Все защитились на пятёрки. Однажды всю конструкторскую команду пригласили в конструкторское бюро в Курган – на завод, который занимается строительством вездеходов. Если кто-то из ребят заинтересуется предложением, то их там ждут. Некоторые ребята поступили в магистратуру. Один студент так увлёкся конструированием, что это стало его основным занятием. Он перешёл на заочное обучение и работает в конструкторской сфере. А девушку-конструктора после выступлений на соревнованиях пригласили по окончании вуза работать на «Автоваз». Но она пока пошла в магистратуру учиться дальше.
Очень тяжело сейчас найти толковых конструкторов. По сути, мы даём студентам второе образование, дополнительные компетенции.
– А что с планами на участие в «Формуле-1»? Неужели это вам не интересно?
– Мы не про скорость, а про конструирование. К нам приходят студенты и спрашивают: а вам нужны пилоты? Нам пилоты нужны, но для начала студент должен год-два конструировать сам болид – такие условия. Мы учимся не только создавать, но и управлять. Но это разрешаем делать только тем, кто конструировал. Это ведь машина резвая, острая. Это не легковой автомобиль. Раз у нас получился болид, мы решили участвовать в соревнованиях, на российском этапе международных автомобильных инженерно-спортивных соревнований студентов «Formula Student». А значит, надо строить новый болид. Задача – собрать к следующему году. По регламенту при наличии всех необходимых комплектующих сборка гоночного болида занимает год.
– Да. Весит наш «Фантом» 250 килограммов. На специально оборудованной трассе пилот разогнал болид до 136 километров в час, то есть 400 метров мы прошли за 13,4 секунды. Стоит болид почти 1 500 000.
– А как вы относитесь к отечественному автопрому?
– Нормальный у нас автопром. В нём должны присутствовать и доступные автомобили, и дорогие – представительского класса. Только ценовая политика должна быть лояльной. Прекрасные у нас автомобили…