Гипермаркеты: благо для Югры или гибель местной торговли

Местные производители признают, что им гораздо проще договориться о сбыте своей продукции с небольшими магазинами, чем пытаться проникнуть в сетевые супермаркеты. © / Евгений Зиновьев / АиФ-Югра

Цены на продукты в Ханты-Мансийске кусаются даже по северным меркам. Виной тому сложная логистика - железной дороги в столице Югры нет, транзитного транспорта мало, везти продукты малыми партиями - дорого. Поэтому горожане всегда с интересом встречают новые торговые сети, надеясь, что цены в них будут пониже. Но в то же время крупные ритейлеры попросту убивают местные торговые точки.

   
   

«Лента» на старте

Сегодня жители Ханты-Мансийска ждут открытия гипермаркета «Лента», который уже почти построен на западной объездной дороге – огромное здание привлекает к себе внимание яркой сине-жёлтой расцветкой. С сентября этого года руководство «Ленты» пытается ввести торговый центр в эксплуатацию. И вот теперь администрация Ханты-Мансийска и торговое предприятие, наконец, пришли к консенсусу - застройщики заверили, что готовы предоставить в администрацию полный пакет документов, подтверждающих безопасность торгового центра.

«В момент, когда мы были готовы ввести комплекс в эксплуатацию, у нас не было полного набора документов, то есть отсутствовало заключение Госстройнадзора, и администрация города была вынуждена дать отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Ведь этот документ подтверждает безопасность нашего объекта. А органы власти обязаны соблюдать правила ввода торгового центра, - сказал заместитель директора ООО «Лента» Игорь Рысь. - Теперь мы готовы предоставить все документы, подтверждающие безопасность нашего торгового центра».

В свою очередь, заместитель главы администрации Ханты-Мансийска Сергей Волчков подтвердил, что комиссия администрации уже осмотрела здание торгового центра.

«Наша главная задача - обеспечить безопасность граждан. Мы должны быть уверены, что здание строилось без нарушений и в соответствии со всеми требованиями, - сказал Сергей Волчков. - Когда все необходимые процедуры по подтверждению безопасности торгового комплекса будут пройдены, торговый центр будет введен в эксплуатацию. Обе стороны готовы приложить все усилия для того, чтобы комплекс начал свою работу в ближайшие сроки».

Напомним, что еще 7 сентября компания «Лента» обратилась в администрацию за разрешением на ввод в эксплуатацию торгового центра. Но получила отказ, который администрация обосновала отсутствием у компании заключения государственных надзорных органов. Этот отказ застройщик успешно оспорил в Арбитражном суде Югры.

   
   
Гипермаркет "Лента". Ханты-Мансийск Фото: АиФ/ Евгений Зиновьев

«Лукошко» при смерти

На данный момент в администрации заверяют, что у них нет вопросов к «Ленте». Для ввода в эксплуатацию остается получить разрешение ГИБДД. Дорожные инспекторы должны оценить, насколько безопасно будут организованы въезд и выезд с территории торгового центра на объездную дорогу, по которой проходит федеральная трасса. Площадь гипермаркета оставляет 10 тысяч кв.м., есть парковка на 560 автомобилей. Предполагается, что в «Ленте» будет создано свыше 200 рабочих мест.

«Заинтересованные лица чувствуют конец конским ценам в Ханты-Мансийске, - считает житель города Игорь Васильев. - Федеральные сети работают за счет большого товарооборота в отличии от предпринимателей».

«Конским ценам, может, и конец, но интересно сколько рабочих мест отбирает каждый такой гипермаркет у города? Ведь многие магазины становятся нерентабельными», - возражает горожанин Евгений Марченко.

Яркий пример того, как местные торговые предприятия не выдерживают конкуренции - городской рынок «Лукошко». Он находится в крайне сложной финансовой ситуации. Из-за финансовых проблем затянулось строительство третьей очереди рынка. При этом ещё в феврале депутаты городской думы рекомендовали администрации Ханты-Мансийска оказать торговому предприятию посильную помощь. В частности, предлагалось включить проект в муниципальную программу «Развитие агропромышленного комплекса» и обратиться в правительство Югры с предложением предоставить субсидию для реализации инвестиционного проекта.

«На сегодняшний день ничего не изменилось. Стройка стоит, - говорит генеральный директор рынка Серкер Киберов. - Даже стало хуже. Вся прибыль от розничной торговли идет на погашение кредитов. Денег для закупки товаров нет. Такими темпами мы скоро придём к банкротству».

Рынок "Лукошко". Ханты-Мансийск Фото: Администрация Ханты-Мансийска

Кто нужен покупателю?

Недавно депутаты думы Ханты-Мансийска провели на рынке выездное заседание комитета по бюджету. По мнению народных избранников, объект социально значим для столицы Югры, поскольку создаёт дополнительные рабочие места и предоставляет местным товаропроизводителям возможность реализовывать свою продукцию.

«Чтобы у рынка появились перспективы, надо администрации развернуться лицом к предприятию, - считает депутат городской думы Андрей Букаринов. - Депутаты всегда говорили, что рынку невозможно самостоятельно осилить строительство. Цена вопроса - сотни миллионов рублей».

Депутат Юрий Нуждин считает, что для завершения строительства третьей очереди рынка нужно искать инвестора: «С точки зрения бизнеса это гораздо эффективнее, чем вкладывать деньги из бюджета».

Впрочем, многие горожане считают, что местные торговцы сами виноваты в своём бедственном положении.

«Мне кажется, рынок мог бы хорошо жить - там бывают интересные продукты. Но только если бы там не впаривали просрочку безбожно! Раза три накололся, больше не хожу туда», - сетует хантымансиец Василий Варачёв.

«Сам формат рынка изживается, - говорит житель города Юрий Симонов. - Сейчас всё подминают сетевики. Вот сейчас вольют деньги в этот рынок из бюджета. Они достроятся, потом проведут процедуру банкротства и продадут помещение москвичам. А те там устроят ещё ТЦ какой-нибудь, и наша с вами денежка бюджетная - впустую».

Выживет ли рынок и другие местные торговые точки в конкуренции с сетевиками – большой вопрос. Считается, что конкуренция между продавцами всегда на руку покупателю, так как бьёт по ценам. Но вот будет ли доволен среднестатистический ханты-мансийский покупатель, если он сможет покупать массовые продукты чуть дешевле, но зато товары местных производителей ему придётся искать днём с огнём?

Фото: АиФ-Югра/ Евгений Зиновьев

Как не переплачивать

Дмитрий Милюков, шеф-повар:

- Качественное свежее мясо покупайте на рынке - в магазинах такое будет на 50-100% дороже. Филе брать дешевле, чем необработанные тушки, даже если по ценнику кажется наоборот: минимум треть от тушки - кости, лапы, голову, кожу - вы выкинете. Не покупайте несколько видов мяса в одной точке: продавцы перемешивают дорогие виды мяса с дешёвыми, вместо говядины кладут дешёвую свинину. Цена говяжьей вырезки - от 900 до 1500 рублей. Если она ниже или выше этого - ищите другое. В целях экономии желательно брать небольшие кусочки мяса – на один-два раза. Чтобы не переплачивать за воду, не покупайте замороженное мясо. Нежелательно покупать мясо в вакуумной упаковке, которое предлагают сетевые магазины. Но если всё-таки купили, то срок годности не должен превышать 7 дней.

Владимир Чеверов, директор Департамента переработки Национального союза производителей молока:

- Покупая молочное, смотрите на цену. Магазины наводнила дешёвая «молочка», созданная «под кризис»: с молоком она не имеет ничего общего. Сыр в упаковке дороже, но если берёте больше 150 граммов, то выбирайте его - развесной сыр быстрее плесневеет. Срезать с сыра плесень, а остальную часть употреблять в пищу - нельзя! Плесень сразу попадает глубоко в сыр. Рассольные (брынза) и мягкие (сулугуни, адыгейский или моцарелла) сыры не хранятся, они сохнут - поэтому не покупайте больше 300-400 граммов, избыток придётся выкинуть. Сливочное масло на развес дешевле пакетированного, но откажитесь от него - его чаще всего фальсифицируют. Цвет качественного масла зависит от сезона: летом - жёлтое, зимой - белое.