Из тайги за знаниями. Как и чему учатся югорские аборигены

Доставляют на место учебы детей с отдаленных стойбищ вертолетом © / Екатерина Лосецкая / Из личного архива

В Югре проживает 33807 человек из числа коренных малочисленных народов - ханты, манси и ненцев. Из них около 7 тысяч - дети школьного возраста, которых зачастую приходится доставлять из отдаленных стойбищ и посёлков до места учёбы вертолётами, речным транспортом и вездеходами.

   
   

Первым делом - заготовки

Ежегодно в Нефтеюганском районе осуществляют порядка 12 вылетов на вертолетах МИ-8 по юртам Пунси, Владимирские, Лазаревы, Петровы, Ваглик, Степановы, Павловы. Там проживают 180 ребят - учеников Угутской, Каюковской, Ляминской школ-интернатов Сургутского района.

Сбор детей со стойбища Сургутского района Фото: Департамент общественных и внешних связей Югры

«С 1 по 11 классы они живут в интернатах круглогодично, возвращаясь домой во время каникул. Забирая детей, мы привозим на стойбища молочные смеси, медикаменты, товары первой необходимости, также проводим плановую вакцинацию населения, осмотры детей педиатром, вывозим рожениц в роддома. При необходимости в юрты прилетают специалисты социальных служб, ведется разъяснительная работа с населением, в том числе на хантыйском языке», - подчеркнула председатель комитета по делам народов Севера, охраны окружающей среды и водных ресурсов Нефтеюганского района Ольга Воронова.

Учебный год у таких ребят начинается позже - до середины сентября они помогают родителям собирать дикоросы. Практика «отсрочки» учёбы с успехом действует в Югре, однако к 1 октября все дети, даже из самых отдаленных стойбищ, садятся за парты.

Интернаты - не детские дома

По словам члена комитета Совета Федерации по социальной политике Эдуарда Исакова, в регионе ведётся большая работа по сохранению языка и культуры народов Севера. Хантыйский язык преподают в 19 школах автономного округа, мансийский - в девяти, а еще в одной изучают ненецкий язык.

   
   

«Госпрограмма «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016-2020 годы» гарантирует доступность образования для детей аборигенов. В начале учебного года родителям выделяют пособия на приобретение одежды, учебной литературы, письменных принадлежностей и других необходимых вещей. Атмосфера в интернатах царит совсем иная, чем в детских домах - всё-таки дети знают, что у них есть родители, они их любят, и, если им совсем плохо - заберут на домашнее обучение. Адаптироваться ученикам помогают психологи и социальные педагоги», - пояснил сенатор Исаков.

Во всех интернатах мальчики и девочки живут раздельно, у них есть ноутбуки, телевизоры и настольные игры, питание - шестиразовое. В школах дети изучают родной язык, занимаются национальными видами спорта.

Малая Родина

Но эти меры не могут заменить ребятам родную среду - уезжая из родного дома они неизбежно отдаляются от своего языка и культуры, считает вице-президент общественной организации «Спасение Югры» Виктор Вискунов.

«В Югре 14 школ-интернатов, где учатся дети коренных народов Севера, и, хотя там есть спецкурсы национального языка, этого недостаточно - он всё равно потихоньку утрачивается и заменяется русским, вплоть до того, что уже и дома ребята говорят по-русски, - сетует общественник - Кроме того, безусловен тот факт, что дети, привыкнув к благам цивилизации, зачастую и вовсе не хотят возвращаться на малую Родину после окончания школы».

Не все ученики, закончив школы-интернаты, собираются возвращаться на семейные угодья Фото: Департамент общественных и внешних связей Югры

Не вернулся на стойбище и выпускник Казымской школы-интерната Иван Сенгепов.

«Мальчишке, выросшему в тайге, сложно понять физику, но нам объяснили, что стреляющее ружьё - это физика, горячий костёр - это физика, лодка, плывущая по озеру - тоже физика, тогда стало легче. Не все после учебы в школе продолжали обучение, некоторые возвращались в родное стойбище, но может это и к лучшему», - вспоминает Сенгепов.

Однако всё же большинство современных ханты и манси стараются получить образование, чаще всего юридическое, чтобы уметь защищать свои права и родовые угодья.

Смотрите также: