«На правом берегу Иртыша, верстах в 20 от впадения его в Обь, у подножия довольно высоких гор Самаровских: Паленины, Комиссарской, Мирославской, Филиновой и Романовой, раскинулось село Самарово» - так начинается книга Хрисанфа Лопарева «Самарово», изданная в 1896 году в Санкт-Петербурге.
Насколько древняя?
Сегодня эти места - возвышенная часть Ханты-Мансийска, но вряд ли многие из жителей города назовут точное расположение горы Филиновой или Мирославской, для всех это просто единая гора Самаровская, которая разделяет город на северную и южную части.
Откуда взялась гора на плоской равнине Западно-Сибирской низменности? Из чего состоит? Не расползется ли под тяжестью построенных на вершине зданий? Эти вопросы давно занимают не только жителей города, но и исследователей.
«Уникальность обнажений Самаровской горы в том, что в составе ее отложений - многочисленные валуны и глыбы различных пород, совершенно чуждых этому району, - рассказывает научный сотрудник Музея природы и человека Светлана Телегина. - Одна группа исследователей (их называют гляциолистами) утверждает, что породы, залегающие на Самаровской горе, были сформированы в четвертичный период геологической истории Земли в результате деятельности покровного ледника, двигавшегося с севера Уральских гор.
Этот период начался 2,5 миллиона лет назад и продолжается до сих пор, при нем сформировалось большинство современных форм рельефа, важнейшие события - ледниковая эпоха и появление человека. Другая группа исследователей (антигляциолисты) придерживается мнения, что эти отложения были сформированы в дочетвертичное время, то есть они более древние и происхождение их не ледниковое».
В поддержку первой теории можно сослаться на выводы одного из пионеров-исследователей горы - геолога треста «Востокнефть» Виктора Васильева. С учетом проведенных исследований Самаровского останца, материалов бурения, литературных источников он писал о том, что континентальный ледник неоднократно надвигался на район устья Иртыша с северо-запада.
Для кого убедительно?
Еще один аргумент в пользу «ледниковой» версии - в письме местного жителя Федора Корепанова в окрисполком, 3 октября 1934 года: «Я, гражданин Корепанов Ф. Д., родился в с. Самарово, мне 16 лет. Отец мой бедняк, красный партизан. Раньше занимался на золотых уральских приисках. Я сейчас работаю в редакции радиотелефонистом. После длительной беседы геолога т. Васильева я решил вам написать о мной найденных ископаемых и в дальнейшем прошу провести научные исследования горных ископаемых хрусталя и слюды, а также самородного точильного камня.
Эти ископаемые мною были найдены в 1929 году в с. Самарово по улицам Пролетарской и Ленина. По улице Пролетарской обнаружил горный хрусталь в виде стеариновой свечи. Мне он очень поглянулся для игрушек. В 15 метрах от этого дома в бугре горы на глубине один метр опять нашел хрусталь, но уже другой формы - в виде звездочек. На улице Ленина на верхних грядках огорода, расположенного у горы Мирославской, обнаружил куски слюды в диаметре приблизительно 7-8 сантиметров… Когда отец узнал, что у меня есть, он отобрал это и хотел направить в Москву, но за неимением адреса отослать не пришлось…».
Другие люди также находили минералы, не свойственные данной местности.
«Например, известный исследователь природы Югры Юрий Гордеев, - продолжает рассказ Светлана Телегина, - в 1970 году собрал коллекцию горных пород со дна Санаторского ручья, протекающего в логу от биатлонного центра в сторону археопарка, а также на берегу Иртыша у подножия Самаровской горы. В его коллекции - 48 образцов горных пород и минералов: доломит, яшма, гранит, мрамор, кварц и другие. Как они появились здесь, если не ледник?».
Долголетняя научная дискуссия о происхождении Самаровской горы еще не закончена, а только затихла на неопределенное время. До сих пор геологическое строение горы таит в себе много загадок, так что все самое интересное еще впереди.
Смотрите также:
- Насколько привлекательна для туристов Барсова гора в Сургутском районе? →
- Куда пойти в Ханты-Мансийске: достопримечательности города →
- В Ханты-Мансийске открывается выставка «Город солнца» →