34 медработника в династии Пьянкиных

Сила примера

- Сергей Георгиевич, как складываются династии, почему вы решили, как и ваш дядя, стать врачом?

- Я ещё совсем пацаном был, когда Леонид Иванович брал меня с собой на работу, там было так интересно, приходили люди на медосмотр, к врачам относились с благоговением, чувствовалось, что происходит что-то очень важное, и так к выпуску из школы у меня созрела мысль стать медиком. Поехал учиться вслед за братом Леонидом в Томск на педиатра, позже ко мне присоединился младший брат - Александр.

   
   

 фото из личного архива Пьянкиных

Там все и жён себе нашли, в своей среде. Спустя несколько лет две сестры – Нина и Ольга стали медработниками. Мои двоюродные сёстры тоже продолжили дело отца. Личный пример действовал, хотя вот мои дети, наоборот, насмотревшись на наши трудовые будни, бесконечные командировки и беготню по ночам (жили недалеко от больницы), решили выбрать другую дорогу. Всего, как мы подсчитали, в нашей династии уже три поколения: 29 врачей по 15 специальностям и 5 средних медработников. Часть осела в Ханты-Мансийске, остальные работают в Москве, Петербурге, Тюмени, в Краснодарском крае.

- Что такое семья врачей? Наверное, бесконечные споры о диагнозах за ужином, дети, напичканные лекарствами…

- Нет, дома консилиумов не устраиваем, вообще о работе редко говорим. Бывает, что советуемся друг с другом, иногда – сразу не соглашаемся, но в итоге друг другу очень помогаем. А дети, к счастью, не болели много, да и в больницу мы с ними, конечно, не ходили. Только когда справка какая-нибудь нужна была или анализы сдать. В основном, детьми, а сейчас - и внуками жена занимается (Татьяна Пьянкина – детский инфекционист - прим. ред.).

- Был ли в Вашей педиатрической практике случай, когда пришлось кого-то спасать?

- Медицина – не поле для героизма, это планомерная, серьёзная работа. Сразу после окончания вуза меня назначили главным врачом окружного дома ребёнка. Так вот там, когда из недоношенных, замызганных человечков выращивали за три года толстощёких здоровых малышей, было чувство, что делали большое дело.

фото из личного архива Пьянкиных

- В «медицинских» сериалах типа «Доктор Хаус» врачи относятся к больным довольно цинично…

- Ну, это же кино (улыбается), с точки зрения медицины просто бредовое, я только две серии о Хаусе выдержал. Но врачебное хладнокровие – это нормально. Да, у младенца крохотная венка, но раз в неё надо попасть, отбрасываешь любые сантименты и колешь. Раз не попал – во второй попадёшь. Сочувствовать можно по-разному, но врач спасает жизнь, и слёзы здесь ни к чему. Доктору нужна «холодная» голова и твёрдая рука.

   
   

Профессиональный цинизм - это тоже нормальная вещь. Многих с ума сводит одна мысль, что в морге при покойниках можно есть пирожки. А мы в студенчестве ели. У нас к этому другое отношение. Мы живые и голодные. Всё остальное - наше рабочее место.

Клятва, а не прейскурант

- Чтобы стать настоящим врачом, нужно желание или призвание?

- И то, и другое. Без желания люди, даже с дипломами, в медицине не задерживаются. А без призвания не вызовешь доверия у пациента, уткнёшься в бумаги и не сможешь разглядеть его боль. Призвание – это ещё и профессиональная сообразительность, можно ведь много чего выучить, но в нужный момент не смочь использовать.

- Что Вы думаете о платном медицинском образовании?

- Я – ярый противник современных подходов к обучению. Вижу, что сейчас многие студенты не держатся за выбранную специальность, не стараются чего-то в ней достичь, ко всему какое-то легкомысленное отношение. В своё время я специально выбирал самый лучший вуз, меня всё интересовало, старался как можно лучше подготовиться, а сейчас – все мысли у студентов о шпаргалках…У нас в округе не готовят средний медперсонал, а почему? Медсестёр и фельдшеров очень не хватает. Обещают миллион врачам, которые поедут работать в село, а ехать скоро будет просто некому. Ещё один больной вопрос: если раньше после вуза студент проходил ординатуру, и на выходе получался врач, то кто такой бакалавр?

- Страшно подумать, кто нас скоро будет лечить…

- Обычно такие недоучки не доходят до конкретной работы, им это совсем не надо, ведь ответственность очень большая. К сожалению, много стало в нашей сфере не специалистов, а карьеристов, менеджеров, так сказать. Мы ведь уже оказываем не медицинскую помощь, а медицинскую услугу. Когда лечебное учреждение превращается в бюро услуг – что-то не так складывается.

- А Вы знаете, что современные выпускники при получении диплома не дают клятву Гиппократа?

- Не дают? Вот это зря. Все врачи считаются асклепиадами – потомками бога врачевания Асклепия. Гиппократ тоже был асклепиадом. Когда мы торжественно произносили слова: «Я направляю больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости…» мы действительно физически ощущали, какую ответственность за здоровье людей на себя берём. И старались пронести это чувство через всю свою профессиональную жизнь.

800 лет – общий стаж династии Пьянкиных

Досье:

Сергей Пьянкин родился в 1940 г. в Ханты-Мансийске. В 1963 г. закончил Томский мединститут. С тех пор проживает и работает в родном городе. С 2001 г. – зав.отделением окружных регистров ОКБ. Награждён многими грамотами. Женат. Двое детей.

Смотрите также: