В редакцию «АиФ-Югра» обратилась пенсионерка из Урая Валентина Олеговна. По словам женщины, ей на телефон несколько раз за день поступают звонки от коллекторских служб с настойчивыми просьбами повлиять на племянника. Мол, тот не оплачивает кредиты и не выходит на связь. Югорчанка обращалась даже в полицию, но ситуация не изменилась.
Прописка роли не играет
Как выяснилось, нужно идти с жалобами не в полицию, а в службу судебных приставов. Именно им вменили следить за действиями контор по сбору долгов. За прошлый год в округе поступило 315 обращений жителей с жалобами на действия коллекторов. Только 43 из них признали обоснованными и оштрафовали назойливые компании. Для сравнения, в 2018 году таких обращений было 186. Цифры говорят о том, что закредитованность населения региона, в том числе микрозаймами, возросла.
«Согласно федеральному закону №230, сбором просроченной задолженности в досудебном порядке могут заниматься коллекторские организации, включенные в госреестр (он размещен на сайте ФССП России), а также сами кредиторы — банки и микрофинансовые организации, — рассказывает представитель управления судебных приставов по Югре Рашита Сайфулина.
В ХМАО зарегистрированы четыре коллекторских агентства, все они находятся в Сургуте. Но это не означает, что только они могут звонить должникам. По закону коллекторы могут работать на всей территории страны. Так что вас могут беспокоить, например, из Москвы или Краснодара».
Уважение личного пространства
Коллекторы или банки могут вам не только звонить. Разрешено использовать смс, электронную и обычную почту, курьерскую доставку, личные встречи, а также иные способы (но только с письменного согласия должника). Однако закон ограничивает частоту, с которой вам могут напоминать о долгах.
«Запрещается лично встречаться с должником более одного раза в неделю, звонить более одного раза в сутки, двух раз в неделю или восьми раз в месяц, отправлять смс более двух раз в сутки, — продолжает Рашита Сайфулина. — Определено и время: в рабочие дни — с 8.00 до 22.00, в выходные и праздники — с 9.00 до 20.00. Допускается иная частота взаимодействия с должником, но только с его письменного согласия».
Кстати, вопреки расхожему мнению, коллекторы имеют право звонить друзьям, родственникам или знакомым должника. Но тут есть несколько важных моментов. Во-первых, должник должен дать письменное согласие на то, что кредиторы будут беспокоить третьих лиц. Это должен быть отдельный документ. И очень важно: подписать такой документ человек может только тогда, когда он просрочил выплаты по кредиту, то есть стал должником. Если такое согласие является частью кредитного договора или оно подписывается одновременно с договором (когда человек еще не стал должником), это грубое нарушение закона. Свое согласие должник может в любой момент отозвать — либо через нотариуса, либо по почте с уведомлением о доставке, либо курьером, говорят приставы.
Наказали «черных коллекторов»
Еще одна важная деталь. Если вам начинают звонить с просьбой или требованием, чтобы ваш родственник или знакомый вернул долг, достаточно заявить, что вы против того, чтобы вас беспокоили. Можно еще записать разговор на диктофон (во всех современных телефонах есть такая функция). После вашего заявления коллекторы обязаны прекратить с вами любое взаимодействие. Если это не произошло, смело идите с вашей записью к судебным приставам и пишите заявление.
Нечто подобное произошло в прошлом году с жителем Сургута. Югорчанин взял займ, а когда образовалась задолженность, неизвестные начали требовать погасить долг, но делали это, нарушая закон. Коллекторы оскорбляли должника и грозились распространить информацию о долге. Мужчина сделал аудиозаписи разговоров и детализацию звонков.
В ходе проверки судебные приставы выяснили, что звонки поступали от фирмы, зарегистрированной в Ульяновске. При этом компания не имела права заниматься возвратом просроченной задолженности. В итоге «чёрные коллекторы» выплатили не только штраф в 300 тысяч рублей, но и компенсировали моральный вред жителю Сургута.
Как мы видим, федеральный закон явно на стороне должников. Вот, например, еще ряд ограничений на работу коллекторов. Им запрещено оказывать психологическое давление, использовать слова и выражения, унижающие честь и достоинство должника либо третьих лиц. Нельзя угрожать физической расправой или истребованием имущества. Нельзя вводить должника в заблуждение относительно последствий неисполнения обязательства — возможности административного или уголовного преследования.
Расплата за грубость
По словам юриста Виктора Дубровина, банки и коллекторские агентства, состоящие в госреестре, стараются действовать в рамках закона. Потому как за грубые или неоднократные нарушения грозит исключение из реестра. И тогда их деятельность автоматически станет незаконной, а это уже уголовное наказание.
«Как же определить, легальная ли организация пытается требовать у вас кровные? Вне зависимости от того, как к вам обратились коллекторы — по телефону, по смс или пришли лично — они обязаны назвать свое имя, организацию, которую они представляют, номер кредитного договора, по которому у вас просрочен платеж (с указанием, в какой организации вы этот кредит брали). Кроме того, коллекторская организация обязана вести запись разговора», - поясняет юрист.
Наказать за нарушение перечисленных правил могут сами судебные приставы. А вот на размер долга они повлиять не могут. То есть, если вы взяли в кредит десять тысяч рублей, а с вас требуют полмиллиона, придется обращаться в суд. Только он может определить законность таких требований.
Смотрите также:
- ...Приставы теперь точно знают сколько денег на личном счету в банке? →
- Жители Ханты-Мансийска могут узнать о своих долгах через Интернет →
- Когда звонит коллектор →