Наш регион – один из трёх мировых центров произрастания дикоросов. Потенциал 362 тысячи тонн в год – это допустимый объём заготовки. Всё больше людей делают на дарах природы бизнес. Но осваивается пока лишь незначительная часть лесных даров – менее 1%. Почему?
Машина на грибах
По Югре ходит немало историй о том, как люди зарабатывают на дикоросах большие деньги. Вот одна из них. «Мои соседи брали отпуск на сезон, уезжали в Кондинский район – там беломошные леса, и всей семьёй из четырёх человек каждый день, как на работу, в лес ходили. Грибы сдавали в заготовительную контору. В первый же год такой подработки на хорошую машину заработали», – рассказал Иван Бочко из Ханты-Мансийска. Этот, казалось бы, частный случай имеет прямое отношение к большому бизнесу, ведь чтобы переработать дары природы, их сначала нужно собрать.
«Мы называем эту отрасль социально ориентированной. В сборе дикоросов занято сельское население, таёжные посёлки. Для них это реальная возможность пополнить семейный бюджет. Поэтому предприниматели, по сути, финансируют всё сельское население, – говорит управляющий партнёр Союза заготовителей и переработчиков дикоросов Андрей Михайленко. – Порядка 24 миллиардов рублей предпринимательский сектор России передаёт сельскому населению, закупая дикоросы. Это прямые деньги, которые люди зарабатывают честным трудом».
В сезон сбора дикоросов все предприниматели от мала до велика конкурируют между собой: кто предложит более высокую цену на сырьё? А население выбирает, кому продать собранные лесные богатства. Правда, в гонке за объёмами не все придерживаются правил. Например, собирая бруснику так называемыми «чесалками», люди повреждают цветочные почки – страдает будущий урожай. Учёные отмечают, что уже на протяжении трёх лет наблюдается снижение количества этой ягоды.
Все проблемы на виду
Для развития отрасли необходим целый комплекс мероприятий. На федеральном уровне уже приняты программы льготного кредитования – переработчики дикоросов могут получать как инвестиционные кредиты до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию мощностей по переработке дикоросов, так и кредиты до года на закупку дикоросов у населения. Эти меры позволяют делать продукцию более доступной для потребителя. А регионы могут устанавливать те формы поддержки, которые сочтут нужными. Так, в этом году Дума Югры наделила местное самоуправление полномочиями объединять четыре вида субвенций: на развитие растениеводства, животноводства, рыбохозяйственного комплекса, а также заготовку и переработку дикоросов. Это должно упростить процедуру предоставления средств и сократить административные барьеры.
Но, по словам экспертов, о каком-либо эффекте можно будет говорить только в следующем году.
Почему же при привлекательности и неисчерпаемости лесных запасов собирается и перерабатывается всего 1%? «Основная проблема в недостаточно развитой лесной инфраструктуре, – уверен Андрей Михайленко. – Нужно развивать лесные дороги, обеспечивая для населения и арендаторов лесных участков доступность ресурсов. И важен прирост населения. Нужны рабочие руки, чтобы всё это осваивать».
Комментарий
Владимир Зиновьев, депутат Думы Югры:
– Передать часть полномочий муниципалитетам – правильное решение. Как предпринимателю, который работает, например, в Кондинском, Берёзовском или Нижневартовском районе, достучаться до правительства Югры? Ему проще работать с муниципалитетами на местах. Как правило, в каждой администрации есть отдел по поддержке предпринимательства.
Огромный потенциал для развития отрасли. Среди сдерживающих – сезонный фактор. Второй – канал сбыта. Внутренний рынок большой, но есть огромный стоп-фактор – наличие крупных федеральных сетей. У них есть определённые требования к поставщикам: какое количество продукции они должны поставлять, с какой периодичностью. Далеко не все предприниматели могут соответствовать этим критериям.
С точки зрения преодоления административных барьеров у нас есть ряд налоговых режимов. Например, режим самозанятых, который позволяет небольшим предпринимателям начинать работу в этом бизнесе.