Сегодня наш округ активно диверсифицирует экономику. Важную роль в этом играет развитие малого и среднего предпринимательства. Поэтому в регионе была создана мощная система оказания помощи бизнеса. В ее центре стоит Фонд поддержки предпринимательства Югры, который в следующем году отмечает свое 25-летие. За все время существования этой организацией было оказано почти 25 тысяч услуг.
Что ожидает бизнес в регионе, нам рассказал генеральный директор Фонда Сергей Стручков.
За кем будущее?
Алексей Нейман, «АиФ-Югра»: На какую поддержку могут рассчитывать молодые предприниматели?
Сергей Стручков: Сейчас в округе создана эффективная платформа для максимально комфортного старта в бизнесе. Молодежь – это наше все, наше будущее, поэтому с программами, направленными на нее, Фонд работает, наверное, с самого его основания. Есть уже сложившиеся, хорошо зарекомендовавшие себя проекты – это «Азбука бизнеса», «Факультет бизнеса», которые работают много лет, они действуют по всей территории.
Касательно «Азбуки» у нас есть очень большая амбиция – сделать ее абсолютно тотальной, как тестирование, и дальше добровольной. Скажем, не очень пока получается, потому что тут вступает в силу необходимость межведомственного взаимодействия. Дело в том, что образовательные программы – это вроде как вотчина департаментов образования, министерства образования, а мы «малое предпринимательство», это совсем другая епархия. Тем не менее мы за это бьемся, стараемся и считаем, что это хороший, правильный стратегический мейнстрим – всех людей, у кого есть предпринимательские свойства (по статистике таких людей 5-7 процентов населения) можно выявить достаточно рано. И дать им возможность добровольно себя проявить и «прокачаться», наполниться теми компетенциями, которые важны и нужны. Такая история есть, мы ее будем развивать и дальше, она дает свои результаты.
Формула студента
- А каким бизнесом сейчас предпочитают заниматься?
- Говоря о бизнесе, прежде всего нужно понимать, что под ним подразумевается. Малое и среднее предпринимательство можно условно разделить на два вида. Тех, кто обслуживает крупный бизнес, и тех, кто работает с населением. Например, в нашем регионе особенно четко видно «классический» бизнес, связанный с нефтяной отраслью.
Но даже здесь сейчас есть интересная ниша, которая, на мой взгляд, открывается. Это замещение технологий. Пока с нашей крупной промышленностью активно работают иностранные поставщики. Заменить их нашими разработками получится только за долгий период. Потребуются, как минимум, десятилетия, чтобы стать конкурентами и занять на этом рынке вакантную позицию не за счет каких-то дотаций, субсидий, преференций, протекций, а в реальной конкурентной борьбе. Но все же эта ниша абсолютно реальна.
У нас есть новая интересная программа, которую мы сейчас запускаем на базе Югорского университета – так называемая «Формула студента». Это мировой чемпионат, в котором студенты, приходя на первый курс, должны собраться в команду, построить свою гоночную машинку и выехать на ней на чемпионат мира. Уже более 600 университетов в мире в этой программе участвуют. Есть среди них и наш югорский вуз, который в этом году съездил на ознакомительный вариант в Москву. Здесь задача не в том, чтобы выехать на гонку, это драйвер, который увлекает молодежь. В этом суть учебного проекта. Они должны самоорганизоваться, составить проект и защитить его как экономическую модель. Должны сконструировать машину, ведь это инженерный чемпионат. При этом студенты будут использовать современные средства, проектировочные программы. Таким образом они становятся востребованными работниками, которые могут себя применить в любой компании, корпорации, которые с этим связаны. Такие специалисты, собираясь в команды, организуя малые инновационные предприятия при вузе, становятся игроками рынка инновационных решений на будущее. Вот такую долгосрочную программу мы запустили, и очень рассчитываем, что она приживется, а другие университеты округа в нее вольются.
Работа с населением
- А что с другим видом предпринимательства?
- Второй тип бизнеса, как уже было сказано, работает с населением. Это не менее важная ниша. А с точки зрения развития качества жизни на территории она, может быть, даже и важнее. С точки зрения добавленной стоимости и прорывного развития, конечно, это инновации. А вот как мы с вами живем, куда можем пойти подстричься, сделать красивый маникюр или получить какие-то бытовые услуги – это то, что определяет нашу повседневную жизнь. Плюс решает какие-то острые социальные проблемы, а может, повышает уровень дополнительного образования, дополнительной возможности заняться спортом, каким-то уникальным спортом и здоровым питанием...
Это такие сложные симбиозы, на которые государство не может оперативно реагировать. Малый бизнес эти ниши видит, подхватывает. Надеемся, что сейчас в свете нацпроектов некоторые тренды обозначены. Например, в области спорта планируется очень много сделать с точки зрения управления спортивными объектами и создания секций, школ, может быть, не совсем традиционных. Это все, конечно, реализует малый бизнес. Такие условия сейчас создаются, надеемся, что через год-другой увидим какие-то уже реальные результаты, как это воплотилось в жизнь.
- Сегодня очень популярны конкурсы профессионального мастерства. Для предпринимателей есть нечто подобное?
- Да, это, безусловно, мотивирует молодых людей. У нас есть такие конкурсы, которые мы проводим вместе с федеральным центром. Также активно в эту работу включилась корпорация МСП. Она вообще любит всякие нишевые бизнесы – «Мама-предприниматель», «Молодой предприниматель», «Предприниматель серебряного возраста».
Смотрите также:
- В Технопарке высоких технологий работает Региональный центр инжиниринга →
- Для рождения предпринимателя нужен драйвер →
- Потребительский рынок Сургута →