Александр Федоров - фотограф и документалист, объехавший полмира, чтобы запечатлеть самобытность разных народов земного шара для популярных глянцевых изданий. Накануне путешественник приехал в столицу округа, чтобы рассказать языком кинематографа о быте и нравах коренных народов Севера. В особенности москвича интересует духовная составляющая - шаманы, обряды и легенды.
Наталья Котина, АиФ-Югра: Александр, как тебя к нам «занесло» и почему именно Югра?
Александр Федоров: Вместе с супругой мы давно занимаемся фотожурналистикой и съемками документальных проектов. Хочу снимать проект про шаманов и культуру, чтобы показывать традиционные меньшинства в России, начал с вас.
На этот раз приехал один, потому что так больше шансов попасть в сложные места, чем вдвоем.
Например, как-то восемь месяцев мы с супругой провели в амазонских джунглях, а завершилось наше приключение в Венесуэле, как я это называю, месяцем «военного плена»: не выбраться ни по воде, ни по воздуху, у них топливный кризис, лодки по реке не ходили, не было бензина, а тот, что был, продавали за золото. Надеюсь, у вас все проще (смеется).
- С чего началась твоя карьера журналиста-путешественника?
- После окончания университета поехал автостопом в Азию, потом в Монголию, в Китай и, когда остался без денег посреди Таиланда, подумал, почему бы не попробовать себя в качестве трэвелжурналиста, ведь за это платят! Стал публиковать фотографии, начал с «Geo». Был в Пакистане, по всей Латинской Америке. Снимаю также для «National Geographic», «Вокруг Света». Кстати, в Иране мы сняли документальный фильм «Шахсевены», который уже показали 16 декабря в кинотеатре Ханты-Мансийска. Когда я впервые увидел дома иранских кочевников, меня восхитил их космический вид!
- А что ты знаешь про культуру ханты и манси?
- Очень поверхностно: финно-угорская ветвь, языки, сколько примерно их осталось, что по статистике у манси меньше ста человек говорит на языке, базово - о культуре шаманизма. Кроме Ханты-Мансийска планирую съездить на Алтай и в Туву.
- Не боишься, что шаманы в свое таинство не подпустят?
- С момента, когда я сел в самолет, я очень боюсь и переживаю, что могут не пустить в обряд, могут отказаться говорить, что я просто останусь в городе, не сделаю, что хотел, или плохо сниму. С этим сложно жить! Но надеюсь, что мне позволят хотя бы находиться рядом.
- Можно сказать, что ты блогер?
- К сожалению, и так приходится говорить!
- Это оскорбительно?
- Звучит оскорбительно для многих, наверное, но на самом деле за этим - будущее. Если раньше блог - это просто говорящий в камеру человек, сидящий дома, то сейчас блогом могут быть документальные проекты. Если раньше фильмы снимали и отправляли на фестивали, и они терялись навсегда, то сегодня я веду блоги в соцсетях. Мне интересно, чтобы отснятый материал увидело больше людей, а не только маленькие сообщества.
- Твои путешествия… все на личных инициативах или есть какие-то вложения спонсоров?
- Это важно, главный ответ - всего по чуть-чуть. Да, меня поддерживают, бесплатно дают камеры, некоторые вещи, одежду, но авиабилеты пока не дали (смеется), что-то с рекламой в блогах получается, иногда гранты есть, всегда по-разному. Я пишу статьи в журналы, зарабатываю на этом.
Когда верстался номер, мы выяснили, что Александр нашел нужные контакты в Ханты-Мансийске, чтобы отправиться на национальное стойбище, где, возможно, ему придется встречать Новый год - в компании камеры, штатива и коренного населения округа.
Смотрите также:
- Зоя Лозямова: "Цивилизация моего народа совершеннее" →
- Надежда Губарь: Рецепт приготовления чуда →
- Мечты Артёма Гусева →