Такси по закону. Что нужно знать, чтобы получить качественную услугу?

Услуги такси регламентируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года № 1586. © / Ольга Семёнова / АиФ

В наши дни автомобили стоят дорого, приобрести их становится всё сложнее. А в ожидании общественного транспорта зимой частенько приходится мёрзнуть на остановках. В этой ситуации всё большее количество югорчан предпочитает пользоваться такси или каршерингом. Обе эти услуги регулируются законами и должны быть качественными. На что же нужно обратить внимание?

   
   

Пока договор не подписан…

Каршеринг – это краткосрочный вариант аренды автомобиля у профильных компаний – юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Чаще всего этот сервис используется для внутригородских поездок или междугородних путешествий. Ещё одна отличительная черта сервиса – одна из сторон сделки не является собственником автомобиля.

Договор каршеринга заключается между организацией (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) и физическим лицом, которое использует автомобиль для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли. Поэтому он обладает всеми правами, предусмотренными действующим законодательством о защите прав потребителей.

Арендодатель обязан довести до сведения потребителя информацию о себе и услугах, которые он предоставляет. Она должна содержать:

  • наименование организации, адрес и режим работы; для ИП: ФИО, адрес места осуществления деятельности, режим работы, сведения о государственной регистрации;
  • данные о виде предоставляемой аренды (почасовая, посуточная или длительная);
  • данные об автомобиле, предоставляемом в аренду (марка, модель, год выпуска, вид управления – ручное управление, автоматическая трансмиссия, пробег, имеющиеся и ранее устранённые недостатки);
  • информацию о цене, сроках аренды;
  • документы, подтверждающие право исполнителя на предоставление транспортных средств в аренду, сведения о прохождении техосмотра и технического обслуживания;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования машины;
  • дополнительные услуги и их стоимость – например, предоставление детского удерживающего устройства, навигатора.

Договор аренды автомобиля должен быть заключен в письменной форме и содержать:

  • информацию о транспортном средстве (марка, модель, VIN, цвет, государственный регистрационный знак и иные идентификационные данные в соответствии с паспортом, а также пробег на момент заключения договора аренды);
  • данные о сроках аренды автомобиля и порядке оплаты;
  • условия о предоставлении транспортного средства и его возврата (место передачи автомобиля; его состояние на момент передачи; принадлежности, подлежащие передаче вместе с транспортным средством; состав документов, относящихся к автомобилю);
  • ФИО лица, которому предоставлено право управления, реквизиты доверенности на право управления;
  • информацию о правах и обязанностях сторон, в том числе о праве арендатора сдавать транспортное средство в субаренду и оказывать услуги по перевозке с использованием автомобиля;
  • информацию об обязанностях арендатора по содержанию транспортного средства;
  • данные о наличии или отсутствии залога; ответственности сторон;
  • основания и порядок расторжения договора;
  • адреса, реквизиты сторон.

Вместе с автомобилем потребителю передаются:

  • регистрационные документы (паспорт или свидетельство о государственной регистрации автомобиля);
  • полис ОСАГО без ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством; ключи от замка зажигания, багажника, сигнализации;
  • знак аварийной остановки;
  • медицинская аптечка;
  • огнетушитель.

Эксперты рекомендуют прежде, чем подписать договор аренды, внимательно осмотреть автомобиль: нет ли на нём царапин, сколов, вмятин на кузове, грязи в салоне. Выявленные недостатки лучше сфотографировать или записать на видео.

   
   

Не лишним будет осмотреть бардачок и багажник. Если там есть посторонние предметы, необходимо сразу уведомить об этом арендодателя.

Всё по правилам

Услуги такси регламентируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года № 1586 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

До подачи такси пассажиру обязаны сообщить:

  • номер принятого заказа;
  • наименование перевозчика;
  • размер оплаты за перевозку легковым такси и причины её возможного изменения;
  • есть ли дополнительные требования к перевозке, если есть, то какие;
  • планируемое время прибытия легкового такси.

Информация для пассажиров по прибытии такси:

  • местонахождение автомобиля;
  • государственный регистрационный номер;
  • марка и цвет кузова легкового такси;
  • фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
  • фактическое время прибытия легкового такси.

Чек может быть выдан пассажиру такси в виде электронного документа или в бумажном виде. Маршрут такси определяется пассажиром. Если маршрут не указан, водитель такси должен следовать по кратчайшему пути или по пути, наименее затратному по времени. Оплата должна быть фиксированной, не зависеть от пробега и времени пользования такси. Оплата также может быть установлена на основании тарифа, исходя из расстояния или/и времени пользования такси.

Пассажирам запрещается:

  • провозить в качестве ручной клади вещи, которые загрязняют салон автомобиля, портят сиденья, мешают водителю управлять и пользоваться зеркалами заднего вида;
  • провозить зловонные и опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные) вещества, холодное и огнестрельное оружие без чехла и упаковки.

Допускается перевозка в легковом такси собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, а также мелких животных и птиц в специальных переносках, если это не мешает водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида. Багаж перевозится в багажном отсеке, с закрытой крышкой багажника.

На крыше такси должен быть установлен фонарь оранжевого цвета. На кузове размещаются контрастные квадраты, расположенные в шахматном порядке.

На передней панели справа от водителя должна быть размещена информация:

  • полное или сокращенное наименование, адрес и номера контактных телефонов фрахтовщика;
  • номер выданного фрахтовщику разрешения на перевозку легковым такси и срок действия этого документа;
  • наименование органа, выдавшего разрешение;
  • тарифы.

Если полная достоверная информация о транспортном средстве и услуге не предоставлена, потребитель вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков или в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за услугу суммы.

Для разрешения спора потребителю услуг необходимо в первую очередь обратиться к исполнителю с письменной претензией, в которой следует изложить свои требования. Вручить претензию необходимо в двух экземплярах лично исполнителю либо направить по Почте России на юридический адрес исполнителя заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. В случае невозможности разрешения спора с исполнителем в досудебном порядке потребитель имеет право обратиться в суд.

Также можно обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы.

В случае нарушений, связанных с транспортной безопасностью, – в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или её территориальные органы.

При обмане или предоставлении неполной информации об услуге или транспортном средстве – в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей или её территориальные органы.

При отсутствии документов, подтверждающих оплату, – в Федеральную налоговую службу или её территориальные органы.

Статья подготовлена на основе материалов, предоставленных Роспотребнадзором Югры.