В наши дни автомобили стоят дорого, приобрести их становится всё сложнее. А в ожидании общественного транспорта зимой частенько приходится мёрзнуть на остановках. В этой ситуации всё большее количество югорчан предпочитает пользоваться такси или каршерингом. Обе эти услуги регулируются законами и должны быть качественными. На что же нужно обратить внимание?
Пока договор не подписан…
Каршеринг – это краткосрочный вариант аренды автомобиля у профильных компаний – юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Чаще всего этот сервис используется для внутригородских поездок или междугородних путешествий. Ещё одна отличительная черта сервиса – одна из сторон сделки не является собственником автомобиля.
Договор каршеринга заключается между организацией (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) и физическим лицом, которое использует автомобиль для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли. Поэтому он обладает всеми правами, предусмотренными действующим законодательством о защите прав потребителей.
Арендодатель обязан довести до сведения потребителя информацию о себе и услугах, которые он предоставляет. Она должна содержать:
- наименование организации, адрес и режим работы; для ИП: ФИО, адрес места осуществления деятельности, режим работы, сведения о государственной регистрации;
- данные о виде предоставляемой аренды (почасовая, посуточная или длительная);
- данные об автомобиле, предоставляемом в аренду (марка, модель, год выпуска, вид управления – ручное управление, автоматическая трансмиссия, пробег, имеющиеся и ранее устранённые недостатки);
- информацию о цене, сроках аренды;
- документы, подтверждающие право исполнителя на предоставление транспортных средств в аренду, сведения о прохождении техосмотра и технического обслуживания;
- правила и условия эффективного и безопасного использования машины;
- дополнительные услуги и их стоимость – например, предоставление детского удерживающего устройства, навигатора.
Договор аренды автомобиля должен быть заключен в письменной форме и содержать:
- информацию о транспортном средстве (марка, модель, VIN, цвет, государственный регистрационный знак и иные идентификационные данные в соответствии с паспортом, а также пробег на момент заключения договора аренды);
- данные о сроках аренды автомобиля и порядке оплаты;
- условия о предоставлении транспортного средства и его возврата (место передачи автомобиля; его состояние на момент передачи; принадлежности, подлежащие передаче вместе с транспортным средством; состав документов, относящихся к автомобилю);
- ФИО лица, которому предоставлено право управления, реквизиты доверенности на право управления;
- информацию о правах и обязанностях сторон, в том числе о праве арендатора сдавать транспортное средство в субаренду и оказывать услуги по перевозке с использованием автомобиля;
- информацию об обязанностях арендатора по содержанию транспортного средства;
- данные о наличии или отсутствии залога; ответственности сторон;
- основания и порядок расторжения договора;
- адреса, реквизиты сторон.
Вместе с автомобилем потребителю передаются:
- регистрационные документы (паспорт или свидетельство о государственной регистрации автомобиля);
- полис ОСАГО без ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством; ключи от замка зажигания, багажника, сигнализации;
- знак аварийной остановки;
- медицинская аптечка;
- огнетушитель.
Эксперты рекомендуют прежде, чем подписать договор аренды, внимательно осмотреть автомобиль: нет ли на нём царапин, сколов, вмятин на кузове, грязи в салоне. Выявленные недостатки лучше сфотографировать или записать на видео.
Не лишним будет осмотреть бардачок и багажник. Если там есть посторонние предметы, необходимо сразу уведомить об этом арендодателя.
Всё по правилам
Услуги такси регламентируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года № 1586 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
До подачи такси пассажиру обязаны сообщить:
- номер принятого заказа;
- наименование перевозчика;
- размер оплаты за перевозку легковым такси и причины её возможного изменения;
- есть ли дополнительные требования к перевозке, если есть, то какие;
- планируемое время прибытия легкового такси.
Информация для пассажиров по прибытии такси:
- местонахождение автомобиля;
- государственный регистрационный номер;
- марка и цвет кузова легкового такси;
- фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
- фактическое время прибытия легкового такси.
Пассажирам запрещается:
- провозить в качестве ручной клади вещи, которые загрязняют салон автомобиля, портят сиденья, мешают водителю управлять и пользоваться зеркалами заднего вида;
- провозить зловонные и опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные) вещества, холодное и огнестрельное оружие без чехла и упаковки.
Допускается перевозка в легковом такси собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, а также мелких животных и птиц в специальных переносках, если это не мешает водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида. Багаж перевозится в багажном отсеке, с закрытой крышкой багажника.
На крыше такси должен быть установлен фонарь оранжевого цвета. На кузове размещаются контрастные квадраты, расположенные в шахматном порядке.
На передней панели справа от водителя должна быть размещена информация:
- полное или сокращенное наименование, адрес и номера контактных телефонов фрахтовщика;
- номер выданного фрахтовщику разрешения на перевозку легковым такси и срок действия этого документа;
- наименование органа, выдавшего разрешение;
- тарифы.
Если полная достоверная информация о транспортном средстве и услуге не предоставлена, потребитель вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков или в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за услугу суммы.
Для разрешения спора потребителю услуг необходимо в первую очередь обратиться к исполнителю с письменной претензией, в которой следует изложить свои требования. Вручить претензию необходимо в двух экземплярах лично исполнителю либо направить по Почте России на юридический адрес исполнителя заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. В случае невозможности разрешения спора с исполнителем в досудебном порядке потребитель имеет право обратиться в суд.
Также можно обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы.
В случае нарушений, связанных с транспортной безопасностью, – в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или её территориальные органы.
При обмане или предоставлении неполной информации об услуге или транспортном средстве – в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей или её территориальные органы.
При отсутствии документов, подтверждающих оплату, – в Федеральную налоговую службу или её территориальные органы.
Статья подготовлена на основе материалов, предоставленных Роспотребнадзором Югры.