Примерное время чтения: 5 минут
820

Выведут из «чёрной зоны». С сентября начнёт действовать новый закон о такси

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ-Югра 26/07/2023
За первое полугодие этого года 31 югорчанин пострадал в ДТП, виновниками которых стали таксисты.
За первое полугодие этого года 31 югорчанин пострадал в ДТП, виновниками которых стали таксисты. / shangarey / freepik.com

«Сядешь в такси – скинь в СМС номер машины» – советуем мы близким людям из соображений безопасности. Совет хороший, но спасает не всегда. Подробности в материале – ugra.aif.ru.

Кто в ответе за пассажира?

«Часто езжу на такси. Приезжает быстро. Но бывают и неприятности: вонь, грязь в салоне или водитель пристаёт. И цены «прыгают». Понятно, что час пик – но почему в три раза дороже?» – спрашивает Анна, учительница из Сургута.

Вонь и грязь в салоне – не самое страшное. За первое полугодие этого года 31 югорчанин пострадал в ДТП, виновниками которых стали таксисты. Вопрос, кто должен компенсировать вред, причинённый пассажирам в таких ситуациях, часто остаётся без ответа. Телефонные приложения – это информационные службы. Некоторые зарегистрированы за рубежом – с них взятки гладки. А водители не всегда берут ответственность на себя.

«Был случай: в Ханты-Мансийске такси перевернулось, у пассажирки оказался сломан позвоночник, а водитель, не дожидаясь госавтоинспекторов, созвонился с роднёй и уже через пару часов покинул пределы округа, уехал домой, в Таджикистан. Девушка подала в суд, но машина была в аренде у компании, спросить не с кого», – рассказывает руководитель службы заказа такси «Фишка» Сергей Костенко. Он 15 лет в бизнесе, пережил два закона о такси. Говорит, оба хорошие, но контроля за их исполнением почти не было.

Жёсткие правила

С 1 сентября начнёт действовать новый закон о такси (от 29.12.2022 г. № 580). Согласно документу, в каждом регионе создадут и разместят в интернете реестры перевозчиков, служб заказа и такси (их составляют органы местного самоуправления). Водитель не сможет работать, если у него, например, есть снятая или непогашенная судимость (исключение – преступления лёгкой тяжести), если на его счету более трёх неуплаченных административных штрафов и нет аттестации на знание инфраструктуры региона. За нарушения накажут и таксистов, и службы заказа – вплоть до запрета на ведение деятельности. Важный момент: вводится солидарная с водителем ответственность службы такси за вред жизни, здоровью и имуществу пассажира. За возмещением вреда пострадавшему нужно будет обращаться прежде всего к службе заказа.

«Да, закон можно назвать жёстким. Машин станет меньше, цены станут выше, – рассуждает Сергей Костенко. – Но на дорогах станет безопаснее. Прекратятся неоправданные колебания цен. Сейчас таксисты действуют в «чёрной зоне», не платят налогов. Новый закон выведет их из тени. Профессия таксиста станет престижной, как было в СССР».

Белые пятна закона

Новый закон много внимания уделяет защите прав клиентов, но не водителей. А ведь клиенты попадаются разные. Как бороться с потребительским терроризмом?

«Предприниматели вправе обращаться в полицию и суд, – отвечает начальник отдела регистрационно-экзаменационной работы и технического надзора управления ГИБДД по ХМАО Иван Семенюк. – Также закон пока не регулирует сферу совместных поездок, когда водители за деньги подвозят пассажиров по междугородним маршрутам. Не предполагается объединять региональные реестры. Но свериться с ними не составит труда».

Для многих такси – подработка. «Езжу после основной работы, плачу «Автолиге» и «Яндекс-такси» проценты с заказов. Если придётся регистрироваться – перестану таксовать», – говорит Евгений из Нягани. Забот у таксистов, конечно, прибавится: придётся предоставить в Гостехнадзор ряд документов, перед каждым выходом получать допуск от медика, оформлять ОСАГО по тарифу для перевозчиков (в разы дороже, чем для частного лица) и т. д.

Таких, как Евгений, не желающих «заморачиваться», – много. Их резкое выключение из бизнеса может привести к коллапсу, когда дождаться машину будет невозможно не только в час пик.

Есть ещё одна проблема: страховые компании избегают оформления ОСАГО для таксистов. На профессиональных интернет-ресурсах можно прочитать немало историй про то, как попытки оформить полис через интернет блокируются, а в офисах затягивают сроки – с таксистами риск убытков для страховщиков представляется слишком высоким.

По инициативе предпринимательского сообщества Госдума ввела поправки для плавного перехода к новым требованиям. В ближайшие год-два у водителей не будут аннулировать лицензии из-за отсутствия того же ОСАГО или аттестации на знание города... Отрасль делает два шага вперёд, один назад. Но всё-таки в направлении к цивилизованному рынку услуг.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах