Здесь растят инноваторов
Первый Кванториум открылся в Нефтеюганске в сентябре 2015 года. Но полноценная работа началась только в феврале 2016. Основная цель - привить детям любовь к науке и творчеству, чтобы они научились не только писать и рисовать, но и создавать, конструировать, программировать, в общем, подогреть интерес детей к инновационно-технической сфере.
Детский технопарк «Кванториум» создали на базе Регионального молодежного центра в рамках соглашения между Агентством стратегических инициатив (АСИ) и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Новая модель системы дополнительного образования детей».
Обучение тут абсолютно бесплатное, любой желающий может прийти и выбрать направление или, как здесь принято называть, - квант. Всего их шесть: Робквантум, Автоквантум, Аэроквантум, IT-квантум, Космоквантум и с нового учебного года дебютирует VR-квантум.
Детей распределяют по группам и направлениям. В каждой группе - около 10 человек. Работает Кванториум с 9 утра до 18 вечера. Причем здесь нет строгого режима занятий - ребенок сам выбирает, когда ему удобно прийти. В основном, дети собираются после школы или до школы (в зависимости от смены).
Те навыки, которые приобретают в Кванториуме, можно применять на различных конкурсах и соревнованиях. Можно выделить две основные площадки: Образовательный центр «Сириус» в Сочи и Junior Skills. Именно там дети могут максимально реализовать свой потенциал, что они вполне успешно и делают. К примеру, в направлении робототехники наши ребята недавно заняли 1 место в Junior Skills, а также 3 место в «Сириус» в прошлом году.
Также дети участвуют и в других соревнованиях: IT-форум в Ханты-Мансийске, «Робо-фест» в Югорске и других.
В Кванториуме есть свой Хай-Тек центр - место, где сосредоточено все оборудование, от 3D принтеров до паяльных ламп.
«Знакомство начинается с выявления способностей детей, приходится преодолевать их тягу к лени. Многие легко осваивают работу в программах моделирования, создают детали и делают их на станке. Главное - поддержать их интерес, а это не так просто. Но в целом детям нравится, многие стали почти жителями Кванториума, многих приходится уже чуть ли не выгонять домой, когда они целый день здесь», - говорит руководитель центра Эдуард Николаев.
Дети из будущего
Собрать квадрокоптер с нуля и запустить его в воздух - для воспитанников Аэрокванта это - обычное дело.
«Ребята учатся собирать квадракоптеры, гексокоптеры, самолеты, вертолеты, - поясняет преподаватель Андрей Огнев. - Сначала учимся собирать аппарат по шаблону, выглядит это как конструктор. Рамы для квадрокоптера разные, и дети могут сами их делать, на лазерных станках. Сами считают грузоподъемность, какая батарея и двигатель должны стоять. Первый год работают с шаблонами, а потом уже начинается творческая деятельность».
Внутри квантума есть несколько направлений: инженерное и операторское. По интересам собирается команда из четырех человек: программисты, оператор и инженер. Все в итоге сводится к дронрейсингу - гонкам на квадрокоптерах. Наш квантум успешно сотрудничает с муниципальными организациями. К примеру, сотрудничаем с ТРК «Юганск», наши дети снимали сюжет для них. Периодически фотографируют различные городские мероприятия при помощи квадрокоптеров. Также сотрудничаем с Роспотребнадзором - проводили эксперимент, могут ли дети быть им полезны - снимать для них, например, несанкционированные свалки».
В Космоквантуме акцент идет на работу с спутниками. Работа кванта направлена на старший возраст - 14-17 лет. Но открыли недавно направление для более молодых - от 10 лет, где дети занимаются астрономией - смотрят в телескоп и составляют звездную карту. Есть отдельное направление, где ребята создают модели ракеты. Большинство деталей делаются на 3D принтере.
«Первые занятия - лекция, тесты, освоение компьютерных программ, где можно получить фото со спутника, а также работать с частотами. Можно просмотреть нижние и верхние слои атмосферы. Частенько принимаем сигналы со спутников NASA и двух российских спутников «Метеор», - рассказывает преподаватель Екатерина Забара. - Дети также собирают прототипы спутников, очень похожий на настоящий набор датчиков и различных систем. У нас есть имитация магнитного поля земли и макет нашей планеты. Мы можем задать любую точку на макете, куда присоединится спутник. Он ориентируется по солнцу, которое имитируют прожекторы».
На конкурсе «Шаг в будущее» наши дети защитили свой проект - спутник, работающий на солнечном парусе. Сам парус был придуман давно, но его не использовали, ребята сами придумали систему, которая как раз его задействовала. С этим им помогает «Спутникс». Запуск - дело дорогое: запустить 1 кг стоит 10 тысяч долларов.
Новое и эксклюзивное
С сентября открывается новое направление в Кванториуме - VR-квантум. Он подходит детям от 12 лет.
«Все строится на программировании. Ты создаешь модель, мир, образы, анимацию, людей - загоняешь их в очки, в дополненную реальность. Сначала ребята будут собирать картбоард - очки, для смартфонов, - поясняет преподаватель Константин Платонов. - Можно сделать книгу по астрономии в VR - листаешь ее и вдруг находишь метку, касаешься ее, и перед тобой появляются планеты. Мы сможем так учить детей наукам: биологии, химии, физике - визуализировать для них информацию, чтобы было и интересно, и полезно».
Но, в основном, дети стремятся в будущем к созданию видеоигр при помощи VR», - говорит Константин.
Квант IT - чуть не центральный элемент всего Кванториума. Ведь и роботам, и квадрокоптерам, и авто - требуется программа. «Я делаю акцент именно на защиту сетей, информационную безопасность, - поясняет преподаватель Сергей Шульга. - Для начала дети изучают язык «Скретч», его суть - программирование в виде игры. Ребята понимают, что такое объект, как он может двигаться по экрану при помощи клавиш».
Направление Датаквантум немного выбивается из общего ряда - оно в какой-то степени эксклюзивное, так как реализуется только в Кванториуме Ханты-Мансийска. «Наша учебная программа называется геоинформатика - наука, на стыке информатики и геодезии - науке о земле. Рассказываю детям, как работает навигатор, показываю оборудование (квадрокоптеры), с их помощью можно посмотреть землю, сфотографировать ее, выделить отдельные части, обозначить объекты и проанализировать их», - поясняет преподаватель Геннадий Мотырилов.
«Детям очень нравится мастерить, у них большой интерес к технике. Хотя и многие родители, которые приводят детей, порой спрашивают, мол, а можно мы тоже останемся позаниматься», - рассказывает специалист информационно-аналитического центра Юлия Шуст.
В ближайшее время планируется ввести сертификаты после окончания курса кванта, что будет полезно при поступлении в вуз.
Смотрите также:
- Уватские дети узнают историю и географию родных сел в интерактивном формате →
- Понимать, а не оценивать. О том, как в Югре адаптируют детей мигрантов →
- Эволюция профессий. На кого пойти учиться завтрашним студентам? →