Трасса первых. Почему забыли о первопроходцах семидесятых?

Книга «Тюменское плечо» (авторы книги: Ю.Старцев и А.Кукарский), 1975 г., и памятный знак 1973 года «Строителю нефтепровода Самотлор-Альметьевск». © / Лариса Славная / Из личного архивa

В окружной газете «Ленинская правда» тогда писали о социалистическом соревновании между строителями газопровода Надым-Пунга и нефтепровода Самотлор - Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск.

   
   

Почти втрое ускорились

По проекту - четыре года, а по факту - за восемнадцать ударных месяцев (1972- 1973 гг.) построен трубопровод-гигант Самотлор - Альметьевск. Протяженность трассы - 2100 км по территории Тюменской, Курганской, Челябинской областей, Башкирской и Татарской автономных республик, из них 1100 км - в Тюменской области. Масштаб стройки и ответственность колоссальные - вовлечены сотни предприятий. Разработали абсолютно новаторские технологии. Здесь был применен поточный метод (по рассказам зам. министра Миннефтепромстроя СССР) - сотни людей на нескольких потоках (участках) в семи районах действовали согласованно, и стройка не останавливалась. Вслед за бригадами землеройщиков двигались трубоукладчики, изолировщики труб и сварщики. Впервые в стране и в мире, как тогда сообщалось, на заболоченных и обводненных участках заизолированную трубу сплавляли по траншеям, заполненным водой.

Книга «Тюменское плечо» (авторы книги: Ю.Старцев и А.Кукарский), 1975 г., и памятный знак 1973 года «Строителю нефтепровода Самотлор-Альметьевск». Фото: Из личного архивa/ Лариса Славная

Но основная работа - зимой. «Сварщики в нашей бригаде Виктора Глущенко варили по 20 стыков за смену с восьми утра до шести вечера и при минус сорока градусах,- поведал участник тех событий, ветеран труда из Сургута Задит Фархутдинов. - Молодые ребята, морозов не боялись. В то время народ совсем другой был, работали, как солдаты в армии, без остановок и перекуров, только полчаса на обед тратили. Сейчас сварщики говорят, что по пять стыков только делают». Молодой была эта стройка. Около двух тысяч комсомольцев трудились на ней с полной отдачей. Во всех районах, где проходил нефтепровод, при райкомах ВЛКСМ создали оперативные комсомольские штабы. Членом бюро Сургутского горкома комсомола был мастер участка СУ-4 Валерий Кузнецов. У него на участке трудилась передовая бригада Мархатима Мазитова, «продвигаясь на 500-600 метров за каждую смену к заветной цели - досрочно сдать в эксплуатацию трансконтинентальный гигант».

Героями становятся

1 апреля 1973 года на 139-140 километре встретились две бригады лучших сварщиков СУ-4 бригадиров М. Мазитова и В. Перепелицына. Им предстояло варить «красный стык» на участке Самотлор -Усть-Балык. Героические дни - в прошлом. Как теперь живется ветеранам? Одного из героев уж нет в живых, а Мархатим Мазитов, как стало известно на днях, находится в реанимации с сердечным приступом. Другие участники событий - пенсионеры и ветераны труда - живут в Сургуте. «Меня наградили медалью «За трудовое отличие» именно в тот период, документ подписал сам Михаил Георгадзе, секретарь Президиума Верховного Совета СССР, - рассказывает ветеран труда из Сургута Николай Киселев. - Мы были первопроходцами: я участвовал в экспедиции Фармана Салманова, потом перешел в СУ-4, и мы с братом работали на строительстве того нефтепровода. В начале девяностых, когда в Сургуте появилось НГДУ, многие управления, как наше, распались. Нефтяники своих ветеранов теперь и на праздники приглашают, и подарки дарят, хоть они появились здесь гораздо позже, а про нас никто не вспоминает, это несправедливо и обидно».

СУ-4 давно не существует, есть лишь точка на карте Сургута - поселок СУ-4, но ветераны еще живы и часто рассказывают о годах своей юности. «Трудились и жили на трассе в тайге в суровых условиях, после работы отдыхали в вагончиках, - вспоминает ветеран труда из Сургута Раиса Савицкая. - Вагонгородки - по три-четыре вагона - создавали прямо на трассе. Продукты и воду возили по зимнику. Иногда вода заканчивалась и приходилось брать из болота, а зимой - растапливать снег. Летом гнуса столько - неба не видно, спрятаться можно, если только погрузиться полностью в воду. Доставляли вертолетами двухсотлитровые бочки с «дэтой», но она не спасала: ходили в сетках-накомарниках и защитных костюмах».

В СССР первопроходцев считали героями, их трудовые рекорды не сходили с газетных страниц в семидесятых. Но с распадом строительно-монтажных управлений бывшие комсомольцы лишились опоры. «Теперь о нас забыли», - говорят основатели первых северных городов. - Хочется ощутить чуточку внимания к памяти тех лет». Прекратить царящее забвение пока еще не поздно.

Справка

В рекордный срок - за 18 месяцев (вместо 48 предусмотренных проектом) построен нефтепровод Самотлор - Алметьевск. Нефть по нему пришла из Западной Сибири в центральные районы страны на переработку. По оценкам специалистов, зарубежные аналоги таких трубопроводов прокладывались в то время вдвое-втрое медленнее. Стройка грандиозная, каких прежде не видели. Проектировали более 11 проектных институтов и организаций; трубы доставляли из Челябинска и Поволжья, технику - с Урала, оборудование - из Москвы, более трехсот предприятий обеспечивали трассу. Через тайгу, около 900 км болот и горные перевалы Урала уложено свыше 760 тысяч тонн стальных труб диаметром более одного метра, разработано 12 миллионов кубометров земли, выполнено 120 переходов через шоссе и железные дороги, сварено 200 тысяч стыков труб.

   
   

Смотрите также: