За колючей проволокой. Как исправляется единственная режимная школа Югры

«Из спецшколы в Сургуте в 2015 году сбежали 12 подростков». Именно этот случай стал поводом для прокурорской проверки учебного заведения закрытого типа, где воспитанники пытались устраивать бунты, самовольно покидали «периметр», как на своём сленге называют в школе ее территорию.

   
   

Информационное пространство вновь всколыхнулось в январе 2017 года, когда из заявлений возмущенных родителей выяснилось, что 17-летний воспитанник учреждения Артур избивал и пытал сверстника, который был госпитализирован с ожогами стоп. Обычно скупые на информацию о следственных действиях силовики в данном случае сообщили, что перешедший в категорию подследственных подросток требовал от пострадавшего деньги и пытал его в душе, обливая ноги кипятком. Мама воспитанницы сургутской спецшколы рассказала, что ее дочь насиловали», - об этом еженедельник "Аргументы и Факты" сообщал в № 42 от 18 октября 2017 года. Поводом для публикации стало одно из сообщений в новостной ленте октября о том, что двое воспитанников спецшколы в очередной раз сбежали. Как выяснилось в течение нескольких дней, сбежали не из школы, а из больницы, куда их определили на лечение. Вскоре подростки были найдены, возвращены в школу, причиной побега они назвали желание повидать друзей и родных.

Следом за этим последовало сообщение, что уволен директор школы Андрей Сенин, назначенный на должность совсем недавно, весной этого года. За что уволен, какие секреты есть за забором с колючей проволокой?

На первом посту перед спецшколой охранник, выяснив, кто мы и откуда, что в школу приехал корреспондент «АиФ», желания открыть шлагбаум перед автомобилем прессы не проявил. Следом подошел микроавтобус, в котором прибыла уполномоченный по правам ребенка в Югре Татьяна Моховикова, - проблема с проездом через первый пост охраны решилась как бы сама собой. На проходной школы документы проверили, загорелся зеленый огонек на турникете – проходите.

Ирина Сосновская, временно исполняющая обязанности директора школы, неплановую проверку встретила, заметно нервничая, но держалась спокойно: «Мы  за вами давно наблюдаем, еще когда вы к первому посту подъехали». Уже потом, полюбопытствовав организацией охраны на этом режимном объекте, на мониторе с картинками видеокамер увидели, что просматривается вся территория школы, ее внутренние помещения, периметр ограждения, в том числе, въезд с тюменского тракта.

В должности руководителя Ирина Сосновская недавно, около месяца, до этого здесь же занимала должность заместителя директора по социально-правовой помощи и охране детства. Так что человек она в школе не новый. В увольнении Андрея Сенина, бывшего директора спецшколы, интриги тоже обнаружить не удалось. Его бывшие коллеги в приватной беседе с корреспондентом «АиФ», в целом отзываясь о нем положительно, сказали, что «это не его», заявление об увольнении Сенин написал сам, ушел на работу в   МБУ «Центр специальной подготовки «Сибирский легион», откуда в свое время и переводился на работу в спецшколу.

   
   

По просьбе Татьяны Моховиковой всех воспитанников привели в методкабинет, просторное помещение, где много стульев. Ребята и девчата, на первый взгляд, обычные, как из какой-нибудь городской школы: белые рубашки, темные брюки, новая обувь, отмыты, подстрижены. Приезд комиссии был без предупреждения, так что специально к смотру воспитанников не готовили. Персонал школы из кабинета попросили выйти, чтобы не мешал своим присутствием.

Разговор  уполномоченного с воспитанниками не то что бы не задался – похоже, что они не запуганы, страха нет, но жаловаться им было вроде как не на что. О событиях годичной давности, связанных с преступными действиями Артура, не говорили: что было, то было, но надо жить дальше.  Пожаловались на режим, что надо обязательно следовать распорядку, хотя иной раз не хочется. Попросили посодействовать, чтобы разрешали общаться с родными по Скайпу. Сейчас разговоры для тех, кому есть с кем разговаривать, разрешены только по телефону, в соответствии с графиком. Сотовых телефонов у воспитанников нет, интернет для них недоступен. Количество телевизионных каналов тоже ограничено. На вопрос: «Кем вы себя здесь ощущаете?» - большинство ответило «воспитанниками». Девочки пожаловались, что обувь выдают неудобную и некрасивую. Воспитанники своими силами заливают во дворе школы каток, коньки есть, хоккейной амуниции, в том числе, клюшек и шайб, нет.

Небольшой делегацией во главе с Татьяной Моховиковой обошли всю школу: от спален и учебных классов до подсобных помещений. Везде чистота и порядок, в коридорах  ни души – все заняты делом. Классы небольшие, мебель новая, учебные пособия есть. На урок к учителю приходят от 1 до 5 человек. В мастерской для мальчиков есть все необходимое, включая электроинструменты. То же самое в мастерской для девочек: электрические швейные машинки, есть все материалы для рукоделия. Воспитанники готовились к Дню матери, когда будут разрешены посещения, и готовили своим мамам подарки.

В начале февраля этого года заместитель губернатора Югры Всеволод Кольцов на встрече с представителями общественности говорил, в частности, о том, что «у школы есть все для того, чтобы  вернуть детей в общество, направить на ту дорогу, которая позволит им отказаться от прежней модели поведении, стать полноценными гражданами и реализоваться в жизни. На сегодня подготовлена «дорожная карта» по модернизации и перезагрузке спецшколы: воспитанники будут разделены по гендерному признаку, а также по возрастным группам».

Судя по тому, что было увидено, мероприятия «дорожной карты» выполнены. Нет доступа в помещения, назначенные для проживания воспитанников противоположного пола, передвижение по школе – только в сопровождении охранников и в соответствии с распорядком дня, много других нововведений, направленных на поддержание дисциплины, избежание каких-либо эксцессов.

На вопрос о том, какие меры наказания применяются к тем, кто провинился, в частности, несанкционированно покинул «периметр», заместитель директора по режиму Ринат Исрафилов ответил, что старается воздействовать на совесть, объясняет, что воспитанник, совершивший побег, подвел этим своих товарищей: «Я сам прошел большую школу воинской службы, где понятия товарищества порой имеют решающее значение, поэтому стараюсь объяснить это своим подопечным. Сейчас в школе никто из подростков не курит. Нам удалось также исключить из обихода правила, которые воспитанники пытались устанавливать для себя по примеру колоний для несовершеннолетних преступников».

Обо всем не расскажешь, потому что порой терялось ощущение, что находишься в специальной режимной школе, где в биографии ее воспитанников не один десяток приводов в полицию и уголовные преступления: все они находятся здесь по решению суда. Когда Татьяна Моховикова стала знакомиться с личными делами девочек, выяснилось, что воспитанница, которая жаловалась на не модную обувь, нанесла сверстнице восемь ножевых ранений. Другая, говорившая о необходимости Скайпа, была на воле «мамкой» и торговала подругами. Кражи, наркотики, поножовщина, у каждого из воспитанников за спиной свой уголовный шлейф. Удалось поговорить с глазу на глаз с некоторыми из воспитанников, услышать вкратце историю их коротенькой, но уже непростой судьбы. О цели пребывания в спецшколе подростки говорили, что здесь  они должны осознать свои прежние ошибки, чтобы исправиться: такова официальная версия, которую они хорошо усвоили. А что там на самом деле таится в юных, но уже искушенных умах, откровенно говорить никто не захотел, хотя рассчитывать на это было, конечно, наивно.  

Будет ли дальше лучше, и, может, сургутская школа закроется за отсутствием новых воспитанников?  Выступая 13 ноября на специальном собрании представителей власти Сургутского района, старший инспектор отдела участковых инспекторов по делам несовершеннолетних ОМВД РФ по Сургутскому району Алла Харченко сообщила, что «подростки в Сургутском районе за 9 месяцев этого года совершили 24 преступления. В прошлом году за этот же период было зарегистрировано  9 правонарушений. Из 14 подростков, совершивших преступления, 11 являются школьниками  до 17 лет: раньше в поле зрения органов внутренних дел они не попадали». Это, отметим, статистика только по одному району, а в школе пребывают воспитанники со всей территории округа.

Сейчас в сургутской спецшколе №2 готовятся к Новому году: будут ставить ёлку, изготавливают для нее игрушки. Многие из воспитанников претендуют на каникулярный отпуск. Отъезд за пределы периметра школы сопряжен с выполнением ряда формальностей. «Некоторые из наших ребят поедут в отпуск на новогодние каникулы, - говорит Ирина Сосновская, - Ждем согласие территорий на их приезд, часть согласий уже получена».

Так что все непросто. Поездка в родные места – испытание свободой не только для воспитанников, но и для их педагогов, наставников. Чем оно закончится – узнаем уже совсем скоро.

Комментарии:

Татьяна Моховикова, уполномоченный по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. 

Существует немало противоречий между правами детей и их соблюдением на практике. Одно из противоречий заключается в том, что лишь после совершения несовершеннолетним нескольких (порой десятков) правонарушений судом выносится решение о помещении ребят в спецшколу закрытого типа. В данном случае школе уже гораздо труднее действовать в качестве реабилитационного учебного заведения, чем если бы подростки попадали в него после первого же неверного жизненного шага (правонарушения). Не этом ли должен заключаться гуманный подход к подросткам со стороны судейского сообщества. Судей необходимо убедить в том, что нужно попытаться реабилитировать ребенка как можно раньше, дать ему шанс обрести себя нормальным человеком в нормальной жизни. Перевоспитать подростка можно, даже если у него несколько административных и несколько уголовных преступлений. Перевоспитать его крайне сложно, но успешные практики существуют, и нужно как можно более часто к ним обращаться и применять их на деле.

Татьяна Османкина, заместитель главы администрации Сургутского района

 «Причина подростковой преступности и безнадзорности -  безответственное родительство. Поведение подростков, нарушающих закон,  происходит из того окружения, которое создают родители. Даже там, где семьи вполне благополучные, родители зачастую просто не знают о чем говорить со своими детками, у них нет представления, как надо говорить, потому что никто их этому не научил».