Юбилею Мастера в Ханты-Мансийске посвятили целый ряд мероприятий, главным из которых стала научно-практическая конференция "Личность и художественный процесс. Геннадий Райшев". Искусствоведы из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Екатеринбурга, Тюмени и Красноярска обсудили особенности выразительных средств югорского художника и его влияние на развитие этно- и архео-арта в России.
На восьми полотнах - история Югры
От мамонтов до нефтяных фонтанов, через гражданскую и Великую Отечественную войны. На восьми полотнах Геннадия Райшева, размещённых в Художественной галерее, вся история Югры. Без нагромождения образов и сложных художественных конструкций Мастер летопишет Югорию. "Сейчас время переизбытка информации, многие люди теряют почву под ногами, - рассуждает главный специалист Российской академии художеств Наталья Тригалёва. - Поэтому у людей ностальгия по временам, когда жизнь была легко объяснима. Этим и объясняется тяга к творчеству Геннадия Райшева, который через простые образы передаёт картину мира".
О простоте, как основе творчества на научно-практической конференции говорилось немало. Кроме того специалисты обсудили пространство и ритм в графике Райшева, а также особенности этноархаического направления в его искусстве.
"Необходимо обратиться к истокам, к глубинам народной культуры, - подчеркнул доцент кафедры истории искусств и культурологии Уральского госуниверситета Евгений Алексеев. - Но не копировать традиции предков, а переосмысливать их. Так, как это делает Геннадий Степанович".
Мифология становится модой
Направление, в котором работает Райшев - этно- и архео-арт. По мнению специалистов, оно сейчас в упадке. Главная примета - всё чаще мифология становится частью не искусства, а моды. Впрочем настоящие мастера остаются в стороне от сиюминутных течений. И не случайно Геннадия Райшева называют прижизненным классиком. "Очень важно быть самим собой, не бояться, не искать, к кому прицепиться, кому подражать, - заметил член ассоциации искусствоведов Юрий Герчук, - художнику необходимо найти что-то в себе и развивать это. Геннадий Райшев по-прежнему не боится меняться, оставаясь самим собой".
Творчество Райшева оценивают по-разному. По словам искусствоведов, на выставках можно часто услышать от зрителей фразу: "Да я тоже так могу". Правда, никто не пробует. Потому что также, как Райшев, написать картину просто невозможно. Сам Мастер уверен, его главный источник вдохновения - Сибирь: "Изначально надо родиться в определённом месте. Сибирь нас учит жить творчески, здесь не творческим быть невозможно. Мне очень повезло, что я живу здесь, что могу творить здесь", - заметил художник.