В последнее время проект "Урал промышленный - Урал полярный" стал подвергаться серьёзной системной критике. Дискуссии в научных кругах, серьёзная сшибка мнений на отечественном пространстве масс-медиа...
Градус общероссийской полемики постоянно повышается. Существование альтернативного ветке Полуночное - Обская транспортного коридора (Баренцкомур) поневоле заставляет и читателей, и журналистов задаваться вопросом: "Урал промышленный - Урал полярный" - это серьёзно проработанный экономический проект национального масштаба, или же ещё одна крупномасштабная чиновничья афера?
Кто родил монстра
Автор знаменитой идеи под названием "Урал промышленный - Урал полярный" - Александр Филипенко. Бывший губернатор Югры, ещё будучи первым секретарём Берёзовского райкома партии в середине 80-х годов прошлого века, активно думал об освоении берёзовских золоторудных запасов и об альтернативной экономике. Дескать, нефть и газ когда-нибудь да кончатся, а людям нужна работа и привычно высокий уровень жизни.
Между тем учёным известно, что под существующими нефтяными запасами есть ещё и валанжинские залежи, где на пяти километрах, по примерным оценкам, нефти на порядок больше. Для пояснения: если в Югре добыли чуть больше 9 миллиардов тонн нефти, то на два километра глубже этой нефти - порядка 90 миллиардов тонн. То есть, вот вам Самотлор (на два миллиарда тонн нефти в начале промышленной добычи), а под ним, фигурально выражаясь, ещё десять таких же Самотлоров. Более того, самый знаменитый нефтяник всех времён и народов, Герой Социалистического Труда Фарман Салманов, открывший аж 130 нефтяных месторождений, на своём предприятии "Роспан Интернешнл" отработал технологию добычи нефти и газа на глубине до пяти километров.
Идём дальше: на полуострове Ямал близится к запуску в промышленное освоение Бованенковское месторождение. Очень крупное. С годовой добычей до 140 миллиардов кубометров газа в год. До Бованенково уже дотянули железную дорогу от той самой станции Обская, протяжённостью в 525 километров, запустив новый газпромовский объект ещё 15 января сего года. Выше Бованенково - Харасавэйское месторождение, ещё выше - шесть лицензионных участков, которые только предполагается освоить.
Зачем "Газпрому" новая "чугунка"? Все нужные грузы газовый концерн уже получает по Северной железной дороге...
Между тем сторонников идеи строительства железнодорожной ветки Полуночная - Обская хватает. И у них - свои аргументы. Вот мнение начальника отдела горнорудной промышленности министерства промышленности, энергетики и науки Свердловской области Александра Мельникова: "На первом этапе - при строительстве магистрали - на одни только выемки приходится порядка 80 млн. кубометров горной массы. Этого хватит горно-обогатительному комбинату не на один год работы. Потребуется в два раза большее количество щебня, это, по сути, работа ещё одному горно-обогатительному комбинату только по скальной отсыпке. Потребности сооружаемой магистрали - громадное количество металлоконструкций, только по рельсам - почти треть объёма, производимого в России. Громадное количество горной и землеройной техники - это загрузка свердловских машиностроительных заводов".
Заместитель председателя межрегиональной ассоциации "Большой Урал" Владимир Волков вторит Александру Мельникову: "Учёные и политики обсуждают факт, что в мире тают разведанные запасы полезных ископаемых. Россия занимает самую большую территорию в мире и практически самая богатая страна по полезным ископаемым. И то, что начались действия, связанные с освоением Северного Урала - это, конечно, имеет очень большое значение. Но это проект не одной области, даже не федерального округа. Это российский проект".
"Игрушка-погремушка"?
На сегодня в категорию не прогнозных, а разведанных запасов "Урала промышленного - Урала полярного" входят только бурые сосьвинские угли, а также хромиты. Бурые угли по железной дороге не возят: они разваливаются и при перевозке воспламеняются. Хромитов откровенно мало. То есть дорога будет построена, а возить по ней будет нечего.
Между тем есть альтернатива - постройка "чугунки" не по восточному склону Уральского хребта (где на протяжении всех восьмисот с лишним километров пути нет НИ ОДНОГО крупного населённого пункта, за исключением небольшой мансийской деревни Саранпауль), а по западному.
Там, идя вверх к Полярному кругу от Соликамска, дорога пойдёт через знаменитый Тимано-Печёрский бассейн, где есть мощные разведанные запасы бокситов и много нефти. Рядом - крупные города - Соликамск, Кудымкар, Сыктывкар, Ухта. Освоенная территория ещё со времён Ивана Грозного и Строгановых. Тот же УПУП, но вдвое дешевле. И в другом федеральном округе. "Баренцкомур" называется...
Длина железнодорожной ветки составит около 400 километров. Не 800 с лишним.
В реальности на небольшой территории столкнулись интересы сразу трёх федеральных округов России: Уральского, Приволжского и Северо-Западного. И борьба за и против "Урала промышленного - Урала полярного" - это борьба за конкретное государственное финансирование и загрузку собственных предприятий того или иного региона. В нашем случае это Пермская и Свердловская области, Республика Коми, Югра и Ямал. Большая, многомиллиардная игра... И ставки невероятно высоки.
Наша справка
Общие затраты на реализацию мегапроекта "Урал промышленный - Урал полярный" равняются порядка 560 миллиардам рублей. При этом доля частных компаний в общем объёме финансирования должна быть не менее 25% (порядка 160 миллиардов рублей).
В рамках проекта будут построены две железнодорожные ветки (Полуночное - Обская и Салехард - Надым), два автомобильно-железнодорожных моста (через Обь и Надым), а также автомобильная дорога Тюмень - Агириш - Салехард. На сегодня разработан лишь проект железнодорожной ветки Салехард - Надым.
Проектная документация ветки Полуночное - Обская находится в процессе согласования. Работы по строительству двух веток пока не начаты.
Комментарий эксперта
Железную дорогу строить не нужно
Старший научный сотрудник отделения проблем природопользования УрО РАН Вячеслав Пахомов:
- Весь потенциал минерально-сырьевой делится на две большие категории - прогнозные ресурсы и балансовые запасы. Только на балансовых запасах можно проектировать и строить горно-добывающее предприятие.
На Полярном и Приполярном Урале прогнозные ресурсы бурого угля 20 миллиардов тонн, а балансовые запасы - 2 миллиарда. "Уралгипрошахт" делал оценку весной 2007 года на предмет расположения там разрезов. Из этих балансовых запасов только половина (как показывает практика) может быть вовлечена в хозяйственный оборот.
Руководители бизнес - структур сразу задают вопрос: а что мы будем брать, что мы будем возить? Тот же Козицын, генеральный директор Уральской горно-металлургической компании, мне откровенно говорил: "У меня такая стратегия: туда, где ресурсы с буквой "П", я даже не смотрю. Смотрю только промышленную категорию".
Полярный и Приполярный Урал потенциал какой-то имеют. Неплохие, чуть выше среднего месторождения меди там обнаружены. Месторождение железа находится на глубине 300 метров, а промышленные запасы всего 3 миллиона тонн. Прогнозные ресурсы были 50-60 миллионов тонн. У нас таких месторождений по освоенному Уралу - десятки, и их никто не берёт. Какой же, извините за выражение, дурак полезет за 3-4 миллионами тонн в такую глухомань? Наилучшая стратегия - осваивать месторождения Полярного Урала точечно-очаговым способом, брать наиболее дефицитные виды минерального сырья: золото, кварц, платину. Но эти месторождения можно "унести в карманах". Железную дорогу для этих целей строить не нужно.
Мнение
"Столько денег истратили!"
Наталья Комарова, Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
- Пока так и не стало понятно, что несёт этот проект для автономного округа, для конкретной деревни Саранпауль, и для конкретного человека, который здесь проживает. Кому нужны эти миллиарды? У меня пока только одна реакция: Боже мой, боже мой! Столько денег истратили! Куда же мы их истратили? На что же мы их истратили? А что же получили?