Эта навигация с момента образования ОАО "Северречфлот" уже двенадцатая по счёту. Но за дюжину лет предприятие стало крупнейшим перевозчиком пассажиров и грузов не только в Югре, но и на внутренних водных путях Ямало-Ненецкого автономного округа, Томской области и юга Тюменской.
Только на "Ракете" можно "долететь"...
Протяжённость водных дорог в Югре гораздо больше протяжённости автомобильных. С развитием сети автомагистралей нагрузка на реку стала меньше, но ненамного: 97 населённых пунктов не имеют иного сообщения с большой землёй в период открытой навигации, кроме как по воде ...
Первый теплоход по Конде пошёл уже 29 апреля, а 7 мая вышел на линию теплоход Ханты-Мансийск - Бобровский. Навигация этого года включает в себя 34 пассажирских маршрута, на которых будет задействовано 35-36 судов. Транспортный флот без работы тоже у причала не застоится. Сегодня, правда, суда ходят ещё не по всем направлениям - ниже Сургута и Нижневартовска пока идёт ледоход, но на этой неделе и туда отправятся по воде первые пассажиры. В Берёзово ситуация особая: там ремонтируют аэропорт и посёлок временно не может принимать воздушные суда, зато на суда речные ложится дополнительная нагрузка, и директором ОАО "Северречфлот" было принято решение направить по маршруту "Игрим - Берёзово" дополнительный теплоход "Линда".
Навигация - кому-то праздник
"Все территории, прилегающие к реке, навигацию считают большим праздником - река кормит человека, - напомнил собравшимся на пристани Вячеслав Новицкий. - 5,5 тысяч километров судового хода - это протяжённость магистральных рек. Всего вдоль рек проживает половина населения округа, порядка 750 тысяч человек. Ежегодно "Северречфлот" перевозит более 400 тысяч пассажиров. А навигация коротка - и предприятие должно ещё и что-то заработать за этот период".
164 единицы судов, которые насчитывает флотилия "Северречфлота", нужно поддерживать в постоянной "боеготовности". Скоростные суда: "Ракета", "Метеор", "Линда", "Заря" и вообще требуют повышенного внимания. А средний возраст судов давно уже перешагнул отметку в четверть века.
"Суда старые, износ велик, и много внимания и средств уходит на поддержание их в хорошем техническом состоянии, - соглашается Олег Паргунькин, технический директор ОАО "Северречфлот". - Но основная проблема - кадровая. Капитаны и механики уходят на пенсию, а молодых им на смену приходит мало".
Этот фактор и повлиял на то, что работу коллектив предприятия в этом сезоне начал не полным составом. Возраст многих близок к пенсионному, а нагрузки у личного состава почти экстремальные.
"Мы были бы рады принять на работу молодых, - подтверждает генеральный директор ОАО "Северречфлот" Сергей Сандулов. - Ученики 11 класса могут пройти целевое обучение в речных вузах за счёт средств нашей организации и получить специализацию. А мы уже гарантированно примем выпускника на работу. Так что, и плату за обучение на себя берём, и проблему трудоустройства решаем".
Что касается вопроса объединения югорского флота с флотом Ямала, то вопрос в скором времени, возможно, решится таким образом: правительство Ямала выкупит до 49% акций ОАО "Северречфлот" - и флот Югры останется на плаву.
"На работе предприятия это должно отразиться положительно. Консолидация и единый перевозчик будут только на пользу и речникам, и пассажирам, - считает Сергей Сандулов. И добавляет. - Семь футов под килем обычно желают морякам. А нам и 10 см хватит".