29

Приключения итальянцев в Сибири

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ - Югра 21/09/2011

Театр Пикколо Театро ди Милано приехал с гастролями в Ханты-Мансийск. Итальянцы привезли легендарный спектакль XX века "Арлекин - слуга двух господ", который поставил главный режиссёр и создатель театра Джоржо Стрелер ещё в 1947 году.

Гастроли проходили под патронатом губернатора Югры и Министерства культуры России.

"Арлекино" - хороший знак

В феврале этого года Президент России Дмитрий Медведев открыл Год итальянской культуры и итальянского языка в России. Столица Югры была выбрана в качестве стартовой точки фестиваля благодаря генеральному директору концертно-театрального центра "Югра-Классик" Ирине Ткаченко и генеральному директору международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова Валерию Шадрину. "Мы, и русские, и итальянцы, с первых минут пребывания в Ханты-Мансийске восторгаемся этим городом, его необыкновенным стилем, чистотой, необыкновенной природой, - делится впечатлениями Валерий Шадрин. - Я ехал из аэропорта, смотрел и думал: "Господи, как хорошо, что есть в России такие красивые места, где приятно находиться!".

По словам генерального директора международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова, в 2001 году в Москве этой постановкой был открыт Чеховский театральный фестиваль. "Этим спектаклем мы нанесли, наверное, самый большой материальный ущерб Малому театру за всю историю этого фестиваля, - рассказал Валерий Шадрин. - Чтобы увидеть "Арлекино", зрители сломали двери театра, залезали на кровлю! За всё время постановки спектакль не потерял своей прелести и актуальности". Генеральный директор чеховского театрального фестиваля добавил, что ныне непростые времена испытывает не только российский, но и мировой театр. И появление "Арлекино" в России хороший знак. У зрителя есть возможность оценить этот спектакль с позиций сегодняшнего дня.

Публика "готова"

"Сегодня здесь начинается то счастье, которое зародилось в марте, когда нам стало известно, что в Ханты-Мансийске открываются удивительные гастроли Пикколо Театро ди Милано в России,- рассказала генеральный директор концертно-театрального центра "Югра-Классик" Ирина Ткаченко. - Это доказывает, что не зря 10 лет назад началось строительство этого театрального комплекса, не зря мы оснащены самым современным оборудованием. Мы не вторая столица нашего государства, а провинция, которой может гордиться Россия. С 2005 года, когда состоялся первый концерт в "Югра-Классик", мы прошли очень хорошую театральную школу как менеджеры, и как зрители. Достаточно вспомнить гастроли театра Фоменко, театра Льва Додина, Московского музыкального театра "Геликон -Опера", большие гастроли МХаТ, плюс ежегодное присутствие здесь Валерия Гергиева с Мариинским театром".

По мнению Ирины Ткаченко, концертно-театральный комплекс был построен не ради 70-тысячного Ханты-Мансийска, а ради округа, который сравним по своей территории (и не только!) с Францией и Украиной. И почти из всех городов этого "региона-государства" люди стремятся на спектакль. Публика "готова". Билеты раскуплены.

"Когда мы создавали "Югра-Классик", то обратились к итальянским мастерам, чтобы нам изготовили специальные акустические кресла, - рассказала Ирина Ткаченко. - Я - пианистка. Поэтому знаю, зачем они нужны. И когда наши сотрудники обратились по поводу их изготовления к итальянцам, те очень обрадовались, потому что из России давно не было таких заказов. Такие кресла стоят и в Большом, и в Малом зале центра. Мы всегда вместе с Италией"!

Зачем нужен театр

"О спектакле не надо говорить, его надо смотреть на сцене, - улыбается директор Пикколо Театро ди Милано Сержио Эскобар. - Расскажу вам только небольшую историю. Был 1947 год. Только закончилась Вторая мировая война, Милан лежал в руинах и только-только начиналось строительство школ, больниц, фабрик, гостиниц. И два человека, Джорджо Стрелер и Паоло Грасси предложили городу сделать инвестиции в культуру - в театр, поскольку были убеждены, что возрождение цивилизации, возрождение культуры может быть осуществлено только возрождением всех элементов этой культуры. А театр - её неотъемлемая часть".

Концепция Пикколо Театро ди Милано - художественный театр для всех. Как отметил его директор, вызов общественному вкусу заключался в том, чтобы сделать качественный театр высочайшего художественного уровня. Театр, который находится в непрерывном творческом поиске, который нужно доносить до широкой публики, отрицая демагогический, популистский подход к театру. Первым спектаклем, который был поставлен в театре в мае 1947 года, стала пьеса Максима Горького "На дне". Вторым - "Арлекин, слуга двух господ".

За 64 года спектакль показывался около двух тысяч раз. Только за последние 10 лет труппа побывала в 200 городах. Спектакль, по словам директора театра, живой. А связь у Пикколо с Россией больше, чем символическая.

"Лев Додин у нас практически второй режиссёр, а Москва и Питер- вторая наша сцена в России, - говорит Сержио Эскобар. - Когда мы вчера вечером ехали из аэропорта, из окна машины были видны берёзы. И мы почувствовали себя как дома".

Исполнитель главной роли Ферруччо Солери сказал, что он счастлив, что гастроли в России начинаются именно здесь, и зрители не будут разочарованы шедевром Гольдони и Стрелера: постановку хорошо восприняли даже в азиатских странах. При этом Ферруччо, как истинный лицедей, показал, как менялись лица китайских зрителей от первого действия к последнему - вначале на лицах сильное недоумение, затем напряжённое раздумье, а затем - восторг.

Какова же роль искусства в сближении разных народов? Директор Итальянского института культуры в Москве Андриано дель Аста на хорошем русском языке резюмировал, что "... искусство, театр не могут решить политические проблемы. Но они создают такое пространство, где люди могут иметь надежду".

Ирина Ткаченко, когда её спросили о стоимости и самого центра "Югра-Классик", и о том, во сколько обошлись гастроли итальянцев вспомнила, что губернатор Югры, принимая её на работу, сказал: "Политики не всегда способствуют дружбе людей, от них много проблем. А вот через культуру мы должны это сделать. Стройте здание".

"А сколько стоит, - продолжила Ирина Ткаченко, - не дороже денег. В Америке строительство оперного театра, сопоставимого с "Югра-Классик", обошлось в 350 млн долларов. Наш - 58 млн. А по поводу гастролей - мы никогда не подняли бы этот проект, если бы не наши партнёры - и Италия, и Россия, правительства двух стран, правительство Югры, спонсор ОАО "Микроэнергетика" и люди, которые приобрели билеты. Кстати, на наших билетах написано: "Приобретая билет, вы становитесь меценатом искусства Югры, России".

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах