Внутригодичная статистика показывает два пика аварийности: первый — в мае — июне, когда ещё не устранены повреждения дорожного полотна после зимы, второй — с началом холодного периода, когда гололёд становится причиной трагедий. Подробнее — в материале ugra.aif.ru
Не справился, не оценил
В сводках югорской Госавтоинспекции с пугающей регулярностью появляются сведения о ДТП с погибшими и травмированными людьми. Так, 8 ноября на 55-м километре автодороги Сургут — Нижневартовск 49-летний водитель Chevrolet не справился с управлением, выехал на встречку, где столкнулся с Haval, которым управлял 36-летний мужчина. В результате водитель Chevrolet скончался в машине скорой помощи, а шофёр из Haval и два его пассажира получили травмы. 11 ноября в результате столкновения автомобилей Kia, «Шевроле Нива» и «Лада Ларгус» получили травмы четыре человека. Причина: 27-летний водитель Kia не выбрал безопасную скорость движения, и автомобиль занесло… 12 ноября на 725-м км автодороги Тюмень — Ханты-Мансийск водитель автомобиля ГАЗ допустил столкновение с КаМАЗом, который, судя по сводке ГИБДД, «частично стоял на проезжей части». Два пассажира ГАЗ погибли. Это, конечно, не все ДТП, которые произошли в этом месяце.
Анализ аварийности показывает, что большинство аварий происходит в тёмное время суток, в непогоду и на трассах с ограниченной видимостью. «Основными причинами ДТП зимой являются плохое состояние дорог и гололедица, недостаточная видимость, в том числе и дорожной разметки. Это связано со снегопадами и коротким световым днём, техническими проблемами автомобиля, к которым в том числе относятся системы обогрева и освещения. Конечно, здесь и ошибки водителей: превышение скорости, неправильное торможение и выбор дистанции. Кстати, эти выводы не расходятся с результатами исследований аналитического центра «Дорожная безопасность» при правительстве России», — говорит инженер по эксплуатации автомобильного транспорта Геннадий Коркин. Бесшабашный водитель — самая опасная «деталь» в машине…
Неважно, кто рядом
Очевидно, что удостоверение, полученное даже в самой лучшей школе вождения, не является гарантией того, что получивший его курсант не будет совершать роковых ошибок, что для безаварийной езды нужно что-то большее, чем освоение практических навыков управления автомобилем…
Количество ДТП снизилось на 6,3%, раненых — на 1,9%, погибших — на 19,2%.
«Неважно, кто с тобой рядом на дороге — опытный гонщик, молодой водитель, женщина за рулём или профессионал-дальнобойщик. Все они участники движения, водители, которые по мере сил стараются не обострять ситуацию, но от них можно ждать любых сюрпризов. Поэтому самому надо ездить только по правилам дорожного движения, не расслабляясь, и быть ежесекундно готовым к неожиданным обстоятельствам. Если надо — уступи полосу, дай обогнать и т.д., если это позволит избежать ДТП. Через стекло автомобиля каждый водитель видит свою дорогу, и это важно понимать, чтобы анализировать ситуацию и не стать участником аварии», — считает инструктор по вождению Михаил Рукавишников.
Согласно статистике, за пять лет в ДТП на дорогах Югры погибло 1 728 человек (данные на 30.09.2025 года). Судя по отчёту управления Госавтоинспекции УМВД России по Югре за прошлый год, совместными усилиями удалось снизить основные показатели аварийности. «Количество ДТП снизилось на 6,3%, раненых — на 1,9%, погибших — на 19,2%», — сказано в докладе. Совместными, потому что одним инспекторам с аварийностью не справиться: знания, опыт, дисциплина и профилактика — великое дело.
Комментарий эксперта
Владимир Ковшаров, инженер по эксплуатации автомобильного транспорта, проектировщик:
— Существует несколько факторов, которые влияют на безопасность на дороге. Движение по прямолинейным участкам несёт скрытые опасности. Это связано со снижением внимательности водителя. Время реакции водителей на прямых участках длиной 10—12 км тем больше, чем монотоннее ландшафт. Именно поэтому на границах таких отрезков пути сосредоточивается около 80% ДТП и лишь 15% — в средней части. Водители часто развивают высокие скорости, приводящие к аварии. Ночью количество ДТП возрастает из-за ошибок людей, ослеплённых светом фар встречных автомобилей. Число происшествий тем выше, чем длиннее прямой участок дороги. Каждый четвёртый водитель или пассажир гибнет по причине плохого состояния дорог.
Гибнуть стали меньше потому, что люди стали покупать автомобили, оснащённые системами пассивной безопасности — ремнями, подушками, ABS и т.д. В числе последних достижений — новые материалы на углеродной основе и применение ИИ, который распознаёт признаки предстоящей аварии раньше водителя и принимает упреждающие меры. Но это пока не про Россию, где, по данным агентства «Автостат» на 1 января 2025 года, средний возраст зарегистрированных легковых автомобилей — 15,5 года, отечественных — 18,7.