Этот летний археологический сезон богат на открытия. Во время раскопок в городище Берёзово нашли фигурки «коников» – артефакты, характерные для культуры Новгорода Великого. А вблизи посёлка Шеркалы в Октябрьском районе раскопали средневековый город…
О важности этого открытия нам рассказал известный югорский учёный, к.и.н., археолог и этнограф Александр Кениг.
Трёхметровый «слоёный пирог»
Оксана Шуман, «АиФ-Югра»: Александр Владимирович, почему Вы решили, что этот древний город мог быть столицей Югры?
Александр Кениг: Городище Шеркалы-1 исследовали в конце 70-х годов прошлого века свердловские учёные, но достаточно поверхностно. Мы продолжили раскопки, и у нас было предварительное понимание культурного слоя, который в некоторых местах мощный и доходит до глубины трёх метров. Это говорит о том, что люди здесь жили очень длительное время – примерно с XI по XVI век. Дома ветшали, разваливались и на этом же месте строили новые. Это прямо трёхметровый «слоёный пирог»!
Мы выделили три строительных горизонта с разными архитектурными особенностями, в которых хорошо сохранились органические материалы: остатки деревянных срубных построек-изб с печами-каменками. Примечательно, что для нашей территории в этот период такие нехарактерны. Они были распространены в основном в Северном Прикамье и на севере древнерусских земель – это современные Псковская и Новгородская области. А по очагам разных видов (каменные печи и чувалы) можно сделать вывод, что горожане были различных этнических традиций. Сейчас я могу с определённой долей уверенности сказать, что этот городок если не столица, то крупный центр Нижнего Приобья, куда привозили товары на обмен. А жители его не простые люди, а достаточно состоятельная средневековая элита.
«Бусики» из камня
– Много ли среди находок уникальных вещей?
– Мы нашли огромное количество бересты. В 2018 и 2019 годах она тоже была, но как строительный материал служила перекрытием крыш домов. А берестяные изделия этого лета с их отдельными элементами, особой формой и технологией обработки носят локальный характер. Орнамент характерен для финно-угорского населения Урала и Зауралья. Подобные мотивы есть и в современных орнаментах народов ханты и манси. Но кто у кого их позаимствовал, местная это традиция или перенесённая, сказать пока сложно. Также мы нашли большое количество бусин – из стекла и камня, чаще всего сердолика. Это, по всей видимости, булгарский либо новгородский импорт. В одном из домов много бронзовых украшений: подвесок, нашивок и предметов культа. По аналогии все они связаны с северным Приуральем, это так называемый пермский стиль. Некоторые найденные изделия отливались здесь. Об этом свидетельствуют остатки доменных каменных печей, шлак, капельки от литья и глиняные формы, в которых плавили металл. По всем признакам городище прекратило своё существование, потому что сгорело. Но определить, случайный это пожар или поджог, мы пока не можем.
Древняя таможня
– То есть Вы считаете, что те же новгородцы пришли в Югру в X–ХI веках и часть из них здесь капитально обосновалась?
– Югра впервые упоминается в «Повести временных лет» в 1096 году. Это одно из немногих письменных свидетельств, что наша земля уже в это время была известна новгородцам. Есть источники, в которых Югра упоминается как волость Новгорода Великого. Но надо понимать, что эта административная единица носила исключительно даннический характер: обязана была платить дань серебром, пушниной и драгоценными вещами или тканями. Это свидетельство того, что Югра вела активную торговлю. Во главе населения стояли князья, причём их статус признавали новгородцы. Югорские князья изображаются в летописи как военные вожди.
Среди исследователей нет единого мнения относительно возможности строительства более-менее постоянных поселений новгородцев в Югре. Одни учёные допускают такую возможность, другие нет. Я придерживаюсь первой позиции. На мой взгляд, материалы исследований городища Шеркалы-1 являются ярким тому доказательством. На сегодняшний день это самое крупное средневековое укреплённое поселение на территории региона. Там три большие площадки, огромные рвы. Такая фортификационная система необычна для других древних югорских поселений. Более того, расположение городка свидетельствует о том, что его население ни от кого не пряталось, а, наоборот, это место было вроде таможни или центра контроля пространства и путей. А раз там хранились ценные товары на обмен, то всегда были люди, которые не прочь этим поживиться. Поэтому городок окружён серьёзной оборонительной системой.
Сделаем музей?
– Каков потенциал городища как научного и туристического объекта?
– Его потенциал огромен. Мы за музеефикацию памятника. Подавали заявку на грант президента, но не получили его. Местные власти заинтересованы сделать городище объектом туристического показа. Даже сейчас в своём естественном виде он очень неплохо смотрится с Оби, у него прекрасные видовые точки, но необходимо небольшое благоустройство территории.
Комментарий
Дмитрий Стародумов, археолог:
– Мы, учёные, должны рассказывать обществу о своих находках, но этими знаниями начинают пользоваться не очень хорошие люди – чёрные копатели, которые берут лопату, металлоискатель и «выносят» подчистую памятник археологии с целью найти один-два уникальных предмета. А для учёного важен не только сам найденный предмет, а и место, где он находился, его окружение, глубина залегания. В этом году уже было несколько прецедентов, связанных с незаконными кладоискателями. В Сургутском районе полностью разрушили древнее хантыйское кладбище. Мы обнаружили топоры XV-XVI веков, брошенные в одну кучу. И таких мест очень много. Думаю, что копателями движет не только жажда наживы, но и эмоции, которые они испытывают во время поиска. Они действуют несмотря на то, что за разрушение памятников археологии предусмотрено административное наказание с довольно внушительным штрафом.
Особое мнение
Учёные делают в Югре уникальные открытия. Но когда же найдут «Золотую бабу»? На этот вопрос отвечает этнограф Наталья Тучкова.
– «Золотая баба» для научного сообщества – это миф. Никто её не видел. Но если беседовать с информантами, то есть версия, что она всё-таки существует. Поскольку хантыйская и мансийская религия живая, а не археологический феномен, то эта информация относится к разряду сакральной. А поэтому никто о ней распространяться не будет. Это на уровне великой тайны, в которую не должны быть посвящены даже члены общества коренных народов, не только посторонние. Если такой символ есть в культуре, то он переходит из одного хантыйского рода в другой, который в течение определённых промежутков времени является её хранителем, прячет, может быть, совершает какие-то обряды или жертвоприношения. А Казымская богиня – особо почитаемое божество в пантеоне богов ханты и манси, которая в народе называется «серебряной бабой», находится в Музее Природы и Человека. Но посетители могут увидеть только её копию, потому что это сакральный образ и его никому нельзя показывать. Казымская богиня не из металла, серебряные на ней только наголовные украшения – очелья.