Примерное время чтения: 3 минуты
623

Хантыйская легенда ожила на сцене театра «Солнце»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. Аргументы и факты - Югра 05/02/2014
Виктор Журавлёв / АиФ

Последний богатырь

Начало Года культуры театр «Солнце» ознаменовал новым спектаклем. Его поставил по хантыйскому сказанию о последнем обском богатыре по имени Танья молодой московский режиссёр Тимур САЛИХОВ.

Сказание о Танье (по-хантыйски – «Монти Танья») более полувека назад записал со слов Семёна Покачева – жителя юрт Урьевых учитель национальной школы из с. Угут Александр Силин.

Свои монти ханты, как правило, никогда не рассказывали в присутствии чужих. Благодаря тому, что рассказчик доверился учителю, сказание получило свою новую жизнь сначала на бумаге, а теперь и на сцене.

«Сложность постановки в том, – объясняет Тимур Салихов, – что в его основе была не специально написанная для театра пьеса, а легенда, в которой слишком много описаний».

И режиссёру, и актёрам пришлось немало потрудиться, чтобы рассказать зрителю трагическую историю о богатыре из рода Орлов на языке театра.

Герои в спектакле говорят не только по-русски, но и на сургутском диалекте хантыйского языка. Так они дают понять, что у истории есть конкретная

географическая привязка, и показывают, насколько может разниться речь людей, принадлежащих к одному народу.

«В реальной жизни никто из актёров театра не разговаривает на этом диалекте, – рассказывает режиссёр. – Поэтому к постановке были привлечены многие специалисты и учёные, занимающиеся изучением традиционной культуры обских угров».

Такая практика у театра сложилась уже давно. Пока нет своих драматургов, приходится «лопатить» не только фольклорный материал. К примеру, спектакль «Чёрная песня» был поставлен по документальной повести Татьяны Молдановой. «В гнёздышке одиноком», по рассказам писателя Еремея Айпина, – спектакль «Любить», а «Дети неба» и вовсе были созданы по мансийскому эпосу.

Режиссёрские находки

«Монти Танья» значительно отличается от спектаклей, которые уже прочно вошли в репертуар Театра обско-угорских народов.

«Мы постарались не воспроизводить трагические моменты, которых немало в сказании, – говорит Салихов, – а показать их в той ментальности, которая присуща народам ханты и манси».

В новом спектакле одному актёру приходится играть несколько персонажей.

«Это наш первый спектакль – говорит директор театра Евгений ЛИТВИНЧУК, – в котором задействована не вся труппа, а только 10 человек. Теперь мы его можем играть даже двумя составами».

В спектакле много неожиданных режиссёрских решений. К примеру, кровавая сцена битвы рода Оленя с родом Орла показана с использованием кукол. А некоторые эпизоды и вовсе походят на комиксы – актёры играют в берестяных масках, которые традиционно используются в сценках-тулыглапах, разыгрываемых на медвежьих игрищах. Не отказался режиссёр и от теневого театра.

Танья чем-то напоминает былинных русских богатырей. Он наделён неимоверной силой. Чтобы зритель поверил в это, актёру Дмитрию Тарлину пришлось показать свои физические возможности. Без видимых усилий он легко перепрыгнул через три нарты, поставленные друг на друга.

Находкой можно назвать эпизод, где отец учит будущего богатыря танцевать. Яков Тарлин – носитель традиционной культуры из с. Казым – считает, что танцевальные движения у ханты взяты из национальной борьбы. А то, что обским уграм приходилось бороться за место под солнцем, известно из истории.

Так что новый спектакль «Монти Танья» – это, по сути, прочтение неизвестных страниц истории Сибирского Севера и продолжение знакомства с самобытной культурой коренных жителей Югры.

Смотреть его можно всей семьёй.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах