Дмитрий Тюрин – бывший нефтяник, а сегодня кинорежиссёр. Его фильм «Жажда» на фестивале «Дух огня-2014» признан лучшим российским кинодебютом. Как наш земляк пришёл в кино и что хочет сказать в своих фильмах – об этом призёр рассказал в интервью.
Чудо на стене
– Дмитрий, как получилось: нефтянка – и вдруг кино?
– На этом пути было много поворотов. Я родился в Нижневартовске, вырос и окончил школу в городе Аше Челябинской обл. Выучился в Уфимском нефтяном университете, хотя нефтяников в моей семье прежде не было. Год отработал мастером капитального ремонта буровых скважин в пос. Нижнесортымском (Сургутский р-н). Отслужив в армии, поступил в Институт кино и телевидения в Санкт-Петербурге – осознал к тому времени, что хочу снимать фильмы.
Но не мечтал с детства о кино. Писал стихи, рассказы, играл русский рок – что-то среднее между Цоем и Летовым. У приятеля по ансамблю оказалась любительская кинокамера, и я предложил: снимем клип! Клип так и не сняли, но именно домашний кинопроектор открыл мне чудо кино: в комнате, на пустой стене вдруг появляются люди, с ними что-то происходит… Странно – бывал ведь в кинотеатрах, но там этот фокус не поражал воображение.
Начал делать короткометражки с друзьями. Первую снимали в лесу, так как не было осветительных приборов для съёмок в интерьере. Получился сюр про чудотворца: офисный стол, собеседование… «Здравствуйте, я Гусев». – «Что умеешь?» – «Вызывать дождь»… Это была история про человека, который не может найти применения своим способностям. Отчасти и про меня, но я уже потом догадался об этом.
– Говорят, что режиссёр в фильме в первую очередь показывает содержимое собственной головы. Это правда?
– Когда творчество ничем не ограничено – наверное, да. Но беря в руки материал, отталкиваешься от него. Смотришь, что заложено, ищешь созвучные темы. Если близко, «цепляет» – делаешь. Андрей Геласимов (писатель, по одноимённой повести и сценарию которого снята «Жажда» – прим. ред.) – автор многослойный, глубокий, с ним хорошо работать.
– Сравнивая фильмы с их сценариями, удивляешься, как сильно их порой изменяют.
– В западном кино сценариям следуют жёстко. А русским одно и то же делать скучно. Мы должны творить! Например, в Европе всё дорожные развязки – по схеме:- уход в сторону, съезд, мост. В Москве же ни одной одинаковой нет, чёрт голову сломит! Но в «Жажде», честно, я почти не правил сценарий. Сейчас мы закончили съёмки восьмисерийного телефильма по другому произведению Геласимова – наверное, я в итоге его всего экранизирую (улыбается).
«Замужем за войной»
– Получая в Ханты-Мансийске приз за лучшую роль, Михаил Грубов прочёл со сцены военные стихи (его персонаж и другие герои «Жажды» – ветераны Чеченской войны – прим. ред.). Команда психологически готовилась к съёмкам?
– Как готовиться, зависит и от актеров, и от режиссера, который даёт посыл – насколько необходимо снять фильм. Во время учёбы мне запомнились слова мастера, принимавшего курсовые: «Когда скажешь – если это не сниму, помру на месте, – тогда снимай. Иначе – не берись». Стараюсь следовать этому принципу.
С актёрами встречался писатель, рассказывал о персонажах. Грубов играет главного героя – парня с обожжённым лицом. Он общался с соседом по двору, у которого похожая беда, лица практически нет. Михаил постарался лучше понять психологию героя, живущего в изолированном мире, нашёл интересные детали для фильма. А Рома Курцын, играющий его боевого товарища, ходил к ветеранам. Вынес от них свой багаж, реалистичные реплики для героя.
– Почему военная тема – особая для российского общества, для кино?
– Я впервые задумался об этом за границей. Нас воспринимают как очень воинственный народ. Мы знаем, это не так: нас воспитывали защитниками, а не нападающими. Но не замечаем, как много военного в нашей жизни: масса фильмов на эту тему, много атрибутики. Во дворе московской школы стоит памятник – старая зенитка. Печально, но война почему-то всё время рядом ходит. Мне нравится цитата из фильма Юсупа Разыкова «Стыд»: «Мы все замужем за войной». Хотелось бы верить, что со временем отдалимся от этого, жизнь станет более мирной. Но Россия – слишком большая страна, чтобы нас оставили в покое. То и дело будут провоцировать.
– Ханты-мансийские «Цветы таёжной надежды» – не единственная премия, которую завоевала картина?
– Да, давали призы и в России, и за границей. Но ни на каком другом фестивале не было так уютно, комфортно, волнительно, как здесь. Когда награждали, чуть не разрыдался. Может, потому, что имею отношение к округу. Мне хорошо знакомы тайга, тундра – хантов видел, оленину ел. Вспомнилось, как жил здесь и работал.
– Режиссёр Виталий Мельников, юность которого прошла в наших краях, по своим воспоминаниям снял фильм «Агитбригада «Бей врага!». Нет ли подобных планов?
– Не хотелось бы зарекаться, но вы почти угадали. Хочется снимать про нашу страну. Ведь, судя по ТВ и кино, Россия состоит лишь из Москвы и Петербурга. Хочется «залезть» поглубже, за Уральский хребет, показать, как там люди живут.