Примерное время чтения: 5 минут
747

«Я верю в кино на коленке». Александр Хант – о съёмках фильма «Межсезонье»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. АиФ-Югра 02/03/2022
Александр Хант
Александр Хант ОТРК Югра

В Ханты-Мансийске завершился фестиваль «Дух огня». Из года в год на этой площадке показывают кинодебюты со всего мира, фильмы «местного значения». Как развивается региональное кино? Сложно ли ему конкурировать с монстрами столичного кинематографа?  На вопросы журналиста «АиФ-Югра» ответил режиссёр Александр Хант.

Зритель важнее всего

Марина Дергунова, «АиФ-Югра»: Александр, это ваш второй заход на «Дух огня». Первый фильм, «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», собрал множество призов. В этом году зрители аплодировали картине «Межсезонье». Вы ее снимали специально для фестиваля?

Александр Хант: Я старался сделать кино не фестивальным, а зрительским. Для меня зритель важнее всего. В основу «Межсезонья» легла реальная история. Она произошла пять лет назад в Псковской области. Два девятиклассника, девочка и мальчик, устроили бунт родителям, школе и обществу, сбежав из дома. Они добыли ружьё, обстреляли полицейских… Всё закончилось трагедией.

Но в фильме другие герои. Это история про подростков и их мир.

Я думаю, всё, чего хотели эти ребята, – чтобы от них все отстали, чтобы им дали время, чтобы ситуация разрешилась. Но этого не произошло.

Этим проектом я хотел сказать, что подростковое время очень сложное. Может, ты не прав, и сам не знаешь, что делаешь, но считаешь, будто тебе это очень нужно. И важно, чтобы мир тоже это чувствовал, понимал и не доводил ситуацию до какой-то радикальной. У нашего фильма тернистый путь. Надеюсь, мы доберёмся до проката.

– Насколько сложно было снять этот фильм?

– Он делался какими-то невероятными усилиями разных людей. Мы искали актёров на главные роли среди подростков. Этот путь был долгим. Но в фильме снялись и прекрасные профессиональные актёры. 

 Мы, по сути, оказались без финансирования. И у нас были совершенно не те деньги, которые могли бы покрыть производство. Поэтому мы снимали, находя любые возможности. Многие люди нам помогли. Часть денег была найдена благодаря нашему округу, Наталье Комаровой. Частично вложили свои средства я и наш продюсер. Немецкий режиссёр Вернер Херцог говорил, что, если вы снимаете кино, не ждите разрешений, не ждите технику. Свои первые картины он снял на камеру, которую украл.  Я верю в такое кино на коленке. И порой даже есть ощущение, что только на этой коленке есть та свобода, за которую бьются кинематографисты. 

Фото: Кадр из фильма/ "Межсезонье"

Фестиваль даёт возможность

– В одном из интервью вы сказали, что посмотрели ретроспективу фестиваля «Дух огня», и это подтолкнуло вас на то, чтобы попробовать сказать своё слово в кинематографе...

– Фестиваль – это такая штука… Он может казаться даже бесполезным. Но, возможно, где-то есть глаза, которые очень нуждаются именно в этом фильме, в этой минуте, в этом мгновении. Я считаю, что фестиваль даёт эту возможность. 

– Считаете ли вы себя югорским кинематографистом и что думаете о развитии регионального кино?

– «Югорский кинематографист» – звучит, как будто есть целое направление югорского кинематографа. Такого направления, как мне кажется, ещё нет.

Чтобы стать югорским кинематографистом, нужно снять кино в Югре. Понять и через себя пропустить, сказать: смотрите, вот фильм, какого вы ещё не видели… Например, я приезжаю в Ханты-Мансийск и вдруг отправляюсь на другую планету, в другую культуру. У нас есть малые народы, которые не высвечены, к которым можно зайти в гости и вдруг обнаружить историю… Я так это представляю. 

Пробовали как-то сделать кинокомпанию «Югра» и производить здесь фильмы. Но это сложно. Я бы сказал, практически невозможно. Я не думаю, что надо взять и каким-то волевым решением, силами чиновников это организовать. 

Мне кажется, было бы здорово развивать образование, чтобы ребята могли учиться. Чтобы помимо фестиваля проходили какие-то мастер-классы. Несколько лет назад к нам в Ханты-Мансийск приехала девушка из Санкт-Петербурга, осталась здесь жить и преподавала в киношколе для молодёжи. Мне кажется, у неё получилось. Она старалась, пробовала, приглашала. Как раз на одном из фестивалей «Дух огня» проходила её киношкола.

Югра уже стала точкой «Духа огня»

– Что можно сделать нашему региону, чтобы стать ещё одной точкой на кинематографической карте?  

– Мне кажется, Югра уже стала точкой «Духа огня», и это прекрасный фестиваль, у которого есть своя интонация, своё лицо. И невероятно грустно, что Сергей Соловьёв ушёл из жизни. Нужно сохранить «Дух огня», развивать его. Это такое большое культурное событие, вокруг которого уже возникают дополнительные события, снимают микрофильмы. Фестиваль можно умножать и развивать.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах