Знаете ли вы, что у народов ханты и манси есть не только женские и мужские, но и «гендерно немаркированные» виды ремёсел? А о том, какой национальный головной убор входит в моду среди северян? Об этом и о многом другом рассказала ugra.aif.ru председатель Союза мастеров традиционных промыслов коренных народов Югры Надежда Молданова.
Чему свекровь научит?
Татьяна Раздрокова, «АиФ-Югра»: Надежда Анатольевна, расскажите о югорских семейных и ремесленных традициях. У славян в старину считалось, что девушка должна своими руками изготовить приданое. А как было принято у обских угров?
Надежда Молданова: У ханты, манси, лесных ненцев похожие традиции. Когда невестка приходит в дом мужа, она уже многое умеет, и при ней непременно должен быть тучан – сумочка для швейных принадлежностей, её главное приданое. С этого момента она должна одевать мужа и детей. В новой семье её обучение продолжается, отвечает за него свекровь. Дело в том, что есть локальные группы – ваховские, юганские, казымские ханты, ляпинские манси и т.д. Каждая имеет различия в традиционной материальной культуре: в покрое, орнаментах, техниках исполнения. Люди, проживающие на реке Казым, изготавливают предметы не так, как на реке Вах, сохраняется преемственность ремесленных традиций. С давних времён хантыйские и мансийские девушки нередко выходили замуж далеко от родных мест – приходилось учиться всему у новых родственниц. И сегодня многие мастерицы говорят, что научились ремёслам от свекровей.
– Освоение ремёсел шло с самого детства?
– Народная культура сохраняется в семейно-родовой системе, это обязательное условие функционирования народного искусства. Навыки передаются из уст в уста, из рук в руки, дети мастерят уже лет с пяти-шести. Отец или дедушка учит мальчика ремеслу, начиная с простых предметов или миниатюр: игрушек, маленьких ножичков. Так же у женщин: девочка мастерит народные куклы акань, играя и одновременно обучаясь работе с тканью, бисером. Затем учится обшивать семью под руководством матери, бабушки.
– Вы сказали: «женские» ремёсла. В традициях есть строгое разделение по гендерному признаку?
– В целом – да, но есть исключения. Среди северных умельцев мужчины традиционно работают с «твёрдыми» материалами – деревом, металлом, костью. Изготавливают крупногабаритные вещи: постройки, средства передвижения, орудия лова, инструменты. Женщины работают с «мягкими» материалами – сукном, мехом, бисером, изготавливают одежду, обувь, украшения, ритуальные предметы. И мужчины, и женщины имеют дело с ровдугой – выделанной оленьей кожей: мужчины плетут арканы, оленью упряжь, а женщины шьют обувь. На Оби, например, распространены орнаментированные вязаные чулки «сэвум вей», они надеваются с башмаковидной обувью («няры» на мансийском, «нир» на хантыйском).
Все знают, что женщины ханты и манси носят платки. Но не каждому известно, что до павлопосадских коренные югорчанки носили платки, украшенные по краям полосами и квадратами ткани другого цвета, с бахромой. Сейчас этот аксессуар вновь возвращается в национальную моду.
Преимущественно «женским» материалом считается береста, из неё делают посуду, туеса, короба, детские колыбели. Я сама росла в берестяной колыбельке, которую смастерила мама. Наша семья жила тогда в деревне Юильск Белоярского района. Мама работала учительницей в школе, а меня в люльке качали бабушки и тётушки. А на Югане до сих пор делают туеса со штамповкой (узор наносится костяным штампом), и там это традиционно мужское искусство.
К «нейтральным» ремёслам можно отнести изготовление корневатика – традиционной коробки из корня кедра. Судя по музейным коллекциям, такие предметы с давних времён мастерили как мужчины, так и женщины (сегодня это искусство распространено в основном у восточных ханты).
Есть в Югре удивительные виды рукоделия, о которых мало кто знает сегодня. В селе Тугияны мне показали семейную реликвию – крюк для подвешивания колыбели. Само собой, такие предметы делали мужчины: устройство массивное, трёхсоставное, вырезано из цельного куска дерева, с погремушками. Настоящее произведение искусства! А в посёлке Ванзеват Нина Шабаршина хранит игрушку – мячик, сделанный её мамой из конского волоса и хозяйственного мыла. Его мастерили, катая по лошадиной спине.
Кто в чём мастер?
– В традиционных семьях северян и мужчина, и женщина должны мастерить всё?
– До начала прошлого века считалось, что и мастер, и мастерица должны быть универсалами, чтобы обеспечивать семью всем необходимым. Но со временем у человека появляется любимый материал. И тогда этот мастер обеспечивает всю большую родню предметами из этого материала. К примеру, на Казыме в каждом населённом пункте и чуть ли не в каждой семье есть коробочки из бересты известной мастерицы Ксении Григорьевны Ерныховой, берестяными изделиями славится и Полина Кузьминична Рандымова. У народного мастера Зои Никифоровны Лозямовой – идеальная аппликация в технике «ткань по ткани», которой украшают платья, халаты. Среди родни известно, кто в чём мастер. Едут в гости – мастерят подарки, так и происходит обеспечение родственников. Или покупают ткань и просят умельца сшить одежду: к примеру, моя мама шьёт сейчас национальную рубашку племяннику к свадьбе.
– Есть русская поговорка: «Длинная нитка – ленивая девка». В фольклоре коренных северян есть присловья, поверья, связанные с ремеслом?
– Моя мама говаривала: «Не делай длинную нитку – далеко уедешь, когда замуж выйдешь».
Хочется сохранить
– Есть ли у югорчан интерес к сохранению народного искусства, ремёсел?
– На национальных праздниках – к примеру, 9 августа, в День коренных народов мира, – ханты, манси, лесные ненцы бывают целыми семьями, и непременно в традиционной одежде с ног до головы. Получается, людям важно сохранять навыки её изготовления. Но для шитья и бисероплетения материалы можно купить в магазине. А трудоёмкие ремёсла, где используется природное сырьё – мех, ровдуга, береста, – сохранять труднее. Между тем это имеет не только культурное и научное значение, но и практическое. Та же береста – замечательный материал: прочный, экологически чистый, дышащий. С задачей сохранения полезных свойств продуктов он точно справляется лучше, чем китайский пластик. Хочется, чтобы в Югре и дальше умели делать туеса, корневатики, колыбельки.
Перспективы
Пока есть хоть один умелец, пока в музеях сохраняются произведения народного искусства и активистам небезразличны история и культура своего народа – традиции не умирают. В 1995 году в Берёзове был образован Союз мастеров традиционных промыслов коренных народов Югры – ассоциированный член общественной организации «Спасение Югры». Учредителями, создателями и экспертами явились этнограф Татьяна Молданова и искусствовед Наталья Фёдорова. Первым председателем была Светлана Кынышева. Сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Надежда Молданова возглавляет организацию с 2014 года.