В столице Югры в Музее Природы и Человека проходит выездная экспертная сессия Ассоциации этнографических музеев России. Более 50 участников из 15 регионов РФ поделились опытом с коллегами, обсудили возможности межкультурного сотрудничества, решили общие проблемы. Что интересного скрывают хранители истории, узнал корреспондент ugra.aif.ru.
Россия — страна музейная
Представители российских музеев, креативного сообщества, университетской и академической науки собрались в Ханты-Мансийске, чтобы поделиться опытом проведения музейных программ, фестивалей, взаимодействия с представителями креативных индустрий и узнать о новых практиках привлечения посетителей.
«Россия — страна музейная. Практически в каждом городе или посёлке они есть, причём несколько. Важно отметить, что Югра демонстрирует современную модель работы с музейными и культурными учреждениями, партнёрства внутри региона и вне. Поэтому ваш опыт выстраивания такой палитры взаимоотношений для нас чрезвычайно важен. Мы хотим им вдохновиться. Сейчас наша главная задача — познакомить экспертов между собой, чтобы все оказались не на расстоянии нескольких часов полёта, а знали друг друга в лицо. Музейное сообщество автономного округа, безусловно, готово к тому, чтобы открываться, делиться, честно говорить о тех задачах, сложностях, которые существуют, и вдохновлять других работать вместе», — рассказала корреспонденту ugra.aif.ru директор Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург) Юлия Купина.
Первый день выездной экспертной сессии Ассоциации этнографических музеев России прошёл в Музее Природы и Человека. Гости приняли участие в открытии выставочного проекта «Тёплый Север: меховая одежда народов Среднего Приобья». Выставка приоткрыла доступ как для гостей, так и для посетителей к уникальному фондовому собранию этнографической коллекции музея. Организаторы представили разнообразие традиционных меховых нарядов, созданных с использованием редких техник обработки и пошива. Экспозиция охватывает широкий спектр образцов традиционного костюма, характерных для казымских, назымских и тегинских ханты, а также одежду, принадлежащую другим местным народностям: манси, лесным ненцам и народу коми.
У ханты и манси есть традиция сразу же зашивать дырочки на одежде. Считается, что через прореху открывается вход в потусторонний мир
Для гостей прошёл модный показ коллекции из искусственного меха «Легенды о богатыре Тонье» театра костюма Концертно-театрального центра «Югра-Классик». Она создана по мотивам рисунков художника с аутизмом Аркадия Копылова. Также представители Российского этнографического музея побывали в гостях у театра костюма. Гостям рассказали, как рождаются коллекции, объединяющие этнографию, моду, историю и сценическое искусство. Живое знакомство с работой коллектива стало для представителей Ассоциации возможностью глубже понять, каким образом театр сохраняет и переосмысляет культурное наследие Севера и историю Югры.
Вечерняя культурная программа «Знакомьтесь, обские угры» в этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа» погрузила гостей в атмосферу быта и традиций коренных малочисленных народов Югры.
Чтобы память о моей маме сохранилась
Во время круглого стола по теме «Меховые изделия в музейных собраниях России» участники обсудили проблемы каталогизации и систематизации коллекций меховой одежды, вопросы хранения и реставрации меховых изделий. По признанию некоторых участников, в музеях сложно создавать условия для сохранения таких предметов. Мех очень капризный и требует к себе особого отношения.
Художественный руководитель Центра художественных промыслов и ремёсел из Ханты-Мансийска Елена Новьюхова в своём докладе представила наработки и рассказала необычную историю сумок из кожи, меха с национальными рисунками. Они принадлежали вдове шамана из села Теги Берёзовского района.
«Во время одной из экспедиций я обратилась к Галине Михайловне Кургановой. Она достала сумку-мешочек и поделилась интересной историей. Женщина, которая смастерила её примерно в середине прошлого века, была два раза замужем. Первого супруга, который был шаманом, расстреляли в советское время, тогда на них были гонения. По поверьям северных ханты, он ушёл в лес в образе медведя. А его жена с детьми осталась одна. Но понимая, что дети растут и ей нужна помощь, она вернулась в поселение и вскоре вышла второй раз замуж. Это сейчас женщина вполне может прожить одна, а тогда условия для жизни были тяжелейшие. Муж и жена — это люди, которые дополняют друг друга, и на мужчине большая часть заботы о семье. Во втором браке у неё родилась девочка. Эта женщина, видимо, чувствовала, что ей недолго осталось жить, и начала заранее готовить дочери приданое, в котором и была эта вещь. Вскоре она умирает, с отцом тоже что-то случилось, и дочь отправляют в интернат. Девочка выросла, но иногда приезжала в родное село. Понимая, что она живёт другой жизнью, где нет возможности пользоваться вещами родителей, передала эту сумку-мешочек Екатерине Семёновне Новьюховой со словами: «Хочу, чтобы память о моей маме сохранилась», — рассказала Елена Новьюхова.
Исследователи обратили внимание, что сумки имеют украшения разных периодов советской эпохи, поэтому датировать, когда их смастерили, сложно.
«Вы обратили внимание, что на бахроме подвязаны крышечки от одеколона, в орнаментах использованы солдатские эмблемы советских времён. Очень интересно узнать момент, когда они там появились. Понятно, что любая женщина регулярно обновляет свои вещи. К тому же у ханты и манси есть традиция сразу же зашивать дырочки на одежде — считается, что через прореху открывается вход в потусторонний мир, и может случиться что-то плохое. Видимо, поэтому к одной из сумок пришита игольница, чтобы сразу устранить недостатки», — поясняет Елена Новьюхова.
Сейчас эта уникальная сумка и две другие взяты на ответственное хранение сотрудниками Центра ремёсел. Там их могут увидеть посетители.
Образы Севера
Директор Центра историко-культурного наследия «Касум Ёх» Елена Федотова из села Казым Белоярского района отметила, что на мероприятии собрались представители не только крупных российских музеев, но и сотрудники маленьких провинциальных учреждений, которые не менее интересны, чем большие столичные музеи. Например, «Касум Ёх» — музей под открытым небом, представляет собой модель настоящего поселения коренных жителей Севера. Там есть мастерские, зал для собраний, национальная изба, разные тематические зоны, сцена, на которой проводят большие фестивали.
«С Российским этнографическим музеем Санкт-Петербурга не у каждого есть возможность сотрудничать напрямую, а здесь присутствует директор РЭМ Юлия Купина, это поможет наладить крепкие связи. К тому же открылась выставка из фонда Российского этнографического музея «Образы Севера», это настоящий источник вдохновения для нас, сотрудников маленьких музеев», — говорит Елена Федотова. Она отметила, что их центр на протяжении нескольких лет сотрудничает с РЭМ, отправляет на стажировку работников.
На выставке «Образы Севера» представлены яркие артефакты и фотографии экспонатов из фондов Русского этнографического музея. Эта уникальная выставка посвящена 145-летию со дня рождения российского и советского археолога, этнолога, гидролога Сергея Ивановича Руденко и 115-летию его экспедиции на Тобольский Север. В начале прошлого века учёный получил приглашение от руководства Этнографического отдела Русского музея провести исследование и собрать коллекцию для музея среди вогулов (манси) и остяков (ханты). В течение года учёный изучал северные группы ханты и манси и собрал более двух тысяч экспонатов, из них более 300 фотографий, которые он сам сделал.
«Эта выставка для меня, как работника культуры, — уникальное явление, а мои мастерицы точно захотят повторить подобные узоры. Смотрите, какая колотушка для рыбы! Это же произведение искусства!» — восхищается Елена Федотова.
Выставка «Образы Севера» будет доступна для посетителей до конца февраля следующего года.
