Двадцать два года тому назад в окружной столице впервые прошёл фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня». Фото Пьера Ришара и Мишель Мерсье на хантыйских санях обошли всю Европу. О том, как развивались фестиваль и кинопроизводство в Югре, ugra.aif.ru поговорил с одним из организаторов кинофорума – известным российским продюсером Олегом Урушевым.
Фильмы «в законе»
Михаил Осипов, ugra.aif.ru: Олег Александрович, югорчане до сих пор вспоминают первый «Дух огня». Ханты-Мансийск стал тогда столицей кино, а его снимали и в Югре…
Олег Урушев: В начале нулевых Ханты-Мансийский автономный округ был одним из передовых регионов в развитии кинопроизводства в стране. Это произошло благодаря поддержке команды первого губернатора Югры Александра Филипенко. Он помогал становлению кино не из-за каких-то «понтов», а понимал роль отрасли для экономики региона.
Мы сняли несколько сериалов и хотели заняться кинопроизводством. Однако федеральный закон запрещал регионам финансово участвовать в этом… И тогда мы с режиссёром Сергеем Соловьёвым приехали к министру культуры Михаилу Швыдкому с письмом от Александра Филипенко, который предлагал разрешить регионам участвовать в федеральной программе кинопроизводства. Изменения в федеральный закон прошли 31 декабря 2006 года. А через три месяца была принята окружная программа развития кинопроизводства. Её реализацией занялась компания «Югра-фильм».
– Какие проекты в окружном кинематографе вы считаете важными, «золотым фондом» югорского кино?
– Кинопроизводство в Югре началось с телесериала «Золото Югры». Он с большим успехом прошёл и на НТВ, и на Первом, и на других телеканалах. Потом мы сняли сериалы «Сокровище мёртвых», «FM и ребята», «Вызов», «Буровая», «Четвёртое желание» и другие. В то время телекомпания «Югра» продала на федеральные каналы сериалов на три миллиона долларов! Думаю, этот рекорд региональной креативной киноиндустрии за 20 лет никто не побил…
По сути, Югра показала другим российским регионам, как можно снимать кино. Сейчас созданием фильмов активно занимаются Тюмень, Пермь, Татарстан, Екатеринбург, Якутия.
Создавали мы фильмы с классиками отечественного кинематографа: Сергеем Соловьёвым, Виталием Мельниковым, Георгием Данелией. Благодаря программе развития кинопроизводства русская классика вернулась на большой экран. В автономном округе были сняты «Анна Каренина» и «Асса-2» Сергея Соловьёва.

Первый югорский электронный кинофильм «Франц и Полина» – экранизация повести Алеся Адамовича «Немой». Фильм в 2007 году получил Гран-при и приз за лучшую музыку на фестивале FIPA (Биарриц, Франция), специальный приз жюри, призы за лучшую главную мужскую роль, главную женскую роль, операторскую работу на Международном кинофестивале Avanca (Португалия) и Шанхайском фестивале. Всего более 20 международных наград!
Самый креативный фестиваль
– А насколько готов был Ханты-Мансийск к приёму кинофорума? Насколько помню, тогда и кинотеатров-то в городе не было. Старый «Лангал» уже не использовался под показ фильмов. В нём проходили какие-то ярмарки, торговали одеждой…
– Первый фестиваль «Дух огня» проходил, когда в Ханты-Мансийске был один кинозал на 20 мест в киноцентре, где Филипенко и Соловьёв на премьере фильма «Нежный возраст» и придумали кинофестиваль… Филипенко на мой вопрос: «Как проводить фестиваль без кинозалов?» ответил: «В центре искусств два зала имеют кинобудки». И мы сделали «фестивальный мультиплекс» из двух кинозалов с лучшей проекцией и экранами. А из спортзала, после того как обтянули его чёрной тканью, получился студенческий зал с лежачими местами. Первый фестиваль так и не смог превзойти ни один из 20 прошедших!

Моё предложение построить в Берёзово исторический кинопарк и, как планировал Филипенко, снять там фильм о подвижнике Петра I князе Меншикове «Голова на плахе», не получило поддержки. Как и проект «Романтики» о Фармане Салманове и первооткрывателях югорской нефти. Я услышал от губернатора: мы не планируем заниматься кино… Через год курировать креативные индустрии стал Сергей Кириенко – первый заместитель руководителя администрации президента. Тогда и был принят окружной закон о креативных индустриях. Но прошло пять лет, а всё так и осталось на уровне законодательной базы. Самое креативное мероприятие в Югре – кинофестиваль «Дух огня». Индустриальное кино два года в дискуссиях. А когда один из чиновников сказал, что фильм о Салманове надо в МИДе согласовывать, ведь Фарман – иностранец, я понял, что все креативные индустрии для галочки…
Первый фестиваль так и не смог превзойти ни один из 20 прошедших!
– Каковы сейчас перспективы регионального кинематографа? В чём его миссия? Какой опыт был бы сейчас полезен Югре?
– Кино, которое я сейчас снимаю, посвящено истории регионов, которая становится частью истории российской. В 2019 году зритель увидел картину «Тобол». Её 8-серийная версия прошла с высокими рейтингами в 2020 году на Первом канале. И широкий круг зрителей сейчас знает, что первая столица Сибири – Тобольск, а строитель Тобольского кремля картограф Семён Ремезов – сибирский Леонардо да Винчи. «Тобол», кроме просветительской, выполнил и ещё одну миссию: продвижение туризма в Тюменской области.
Думаю, Югре, кроме тюменского опыта, надо сейчас изучать и опыт правительства Санкт-Петербурга, где гранты дают именно за производство фильмов о Северной столице. Я за то, чтобы в регионах снимали и индустриальные фильмы, документалистику, игровую документалистику.
Я никуда после 2010 года не уезжал из округа. Мы возродили Союз кинематографистов Югры. Продолжаю снимать кино в Сургуте, Тюмени, Перми, Москве…
В январе 2022 года встречался с Русланом Кухаруком. Тогда он был главой Тюмени, и мы обсуждали развитие креативного центра «Тобол» в областном центре. Он активно поддерживал развитие креативных индустрий на базе федерального законодательства. Мы обговаривали и возможность съёмок в Тюмени фильма «Снеговик. Любовь не замерзает». К сожалению, эти планы пришлось отложить по объективным причинам. Сейчас я надеюсь, что, будучи губернатором Югры, Руслан Кухарук поддержит реальное кинопроизводство в регионе. Сегодня центр производства кинофильмов не только в Ханты-Мансийске, но и в Сургуте, где были разработаны кинопроекты «Тобол», «Романовы: преданность и предательство», полнометражный кинофильм о Салманове «Романтики»…