«Солнце» входит в список девятнадцати лучших российских театров за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Неоднократно коллектив становился лауреатом различных всероссийских и международных театральных фестивалей, в том числе «Золотая маска», «Арлекин», «Майатул». О том, чем живёт театр сегодня, мы поговорили с его руководителем Евгением Захаровым.
То, что согревает душу
Любовь Ялышева, «АиФ-Югра»: Евгений Игоревич, вы нашли театр или театр нашёл вас?
Евгений Захаров, директор театра обско-угорских народов «Солнце»: Это получилось обоюдно. Я наблюдал за работой театра «Солнце» с самого его основания. И когда мне поступило предложение от главного режиссёра Леонида Архипова принять участие в конкурсе на должность директора, я понял, что у меня есть возможность осуществить мечту – профессионально заниматься тем, что согревает душу. Цель национального театра – сохранение культуры коренных народов, а я – манси и всегда пытался обрести свою национальность в полной мере.
– Многое изменили в театре?
– Я не пытаюсь ломать то, что было создано, стараюсь развивать и немного корректировать. Когда я приехал, театр не работал по выходным. Сейчас и в субботу, и в воскресенье даём спектакли. В труппе театра 18 человек. Некоторые актёры служат с его основания, но приходит и талантливая молодёжь. Все – представители коренных народов Севера. Мы стремимся, чтобы каждый имел возможность получать высшее образование, изучать национальный язык, потому что в репертуаре театра есть постановки на языках народов ханты и манси.
Через призму культуры
– Сколько спектаклей поставлено за 20 лет?
– До меня – порядка 50, а за последние три года – более десяти. Ранние спектакли были чаще фестивальными. Это очень яркие работы, но не все они принимались массовым зрителем. Спектакли ложились на полку. Я хочу, чтобы театр был действительно национальным. Чтобы мы, бывая на фестивалях, могли играть на национальном языке, как это делают коллеги из других республик. Но в первую очередь – для своего зрителя. Сейчас мы реализуем проект «Национальный театр – национальным поселениям». Уже побывали с гастролями в нескольких районах округа – с этим нам помогли нефтяники. Но театру нужно выезжать и за пределы региона. Видеть другие театры, понимать, как реагируют другие зрители, общаться. Недавно мы приехали из Мурманска. Возили на национальный форум спектакль «Я человек» по произведениям Ювана Шесталова. Постановка Анатолия Гущина имела грандиозный успех. В ноябре едем в Москву на фестиваль теневых театров с постановкой «Запретный лес». Сотрудничаем с национальными театрами через созданную в России ассамблею.
– В основе репертуара театра только фольклор?
– Стараемся от фольклора не отходить, но перерабатываем его, переосмысливаем. Театр должен быть понятным и актуальным, поэтому в нашем репертуаре очень разные постановки. Через призму нашей культуры мы пересматриваем произведения, в том числе и зарубежных авторов. В позапрошлом году поставили «Королеву красоты» по пьесе ирландского автора Мартина Макдоноха на мансийском языке в переводе Светланы Динисламовой. Там действие происходит в Ирландии и Англии, а у нас в постановке на первом плане стойбище, а на втором – нефтяные трубы. Актуальная для моего народа тема.
Нужен свой дом
– Реквизит и костюмы у вас особенные, где вы их берёте?
– Настоящие костюмы стоят дорого – это же ручная работа, натуральные материалы. Достать их в Ханты-Мансийске в больших количествах невозможно. До Сургута, где можно было бы приобрести, не так близко. До народных умельцев, которые чаще всего проживают на стойбищах, тоже не добраться. Да и купить у них инструменты и костюмы не всегда представляется возможным, ведь не каждый оформлен предпринимателем. Правда, у нас свои замечательные художники, декораторы, дизайнеры. Они делают такие вещи, что просто залюбуешься. Другое дело, что работаем мы в приспособленном помещении, есть проблема с возможностью правильного хранения реквизита и костюмов. Есть ещё неудобство с тем, что все гримёрные, костюмерные, мастерские, сцены размещаются на разных этажах здания. Мы по возможности максимально обустроили зал на втором этаже, но помещение всё равно не даёт нужной глубины сцены, плюс в зимнее время в помещении прохладно из-за стеклянного купола, а в некоторых спектаклях актёры играют босыми.
– А когда появится своя крыша над головой?
– Вопрос регулярно поднимается. О нашей проблеме знают и губернатор Наталья Комарова, и в думе округа. К сожалению, в городе помещения для театра практически нет, а строить его не планируют. Хочется надеяться, что когда-нибудь мы будем служить Мельпомене в более комфортных условиях. И не потому, что мы националы, а потому, что у нас действительно стоящие постановки.
– В новый театральный сезон чем порадуете зрителя?
– Анатолий Гущин вышел с премьерой «Тунта пула» по мансийской сказке «Берестяной нос». Простейший сюжет (главный герой, возвратившись с охоты, видит в своей избушке лесных духов – менквов. – Прим. ред.), но режиссёр нашёл интересное решение. Его постановка одновременно вобрала в себя и элементы национального праздника «Медвежьи игрища», и обряды с использованием такого реквизита, как маленькие хантыйские куколки. У сказки глубокий смысл: не надо бояться, потому что страх делает нас слабыми. Думаю, у спектакля большое будущее. Всего за год мы должны поставить четыре новые постановки. У нас осталась последняя – новогодняя. Думаю, что это будет развлекательный спектакль в виде весёлого капустника. Мы стремимся, чтобы театр был вхож в каждую семью и чтобы каждая семья знала о театре.
Мы стремимся, чтобы театр был вхож в каждую семью и чтобы каждая семья знала о театре.
Досье
Евгений Захаров родился в 1971 г. в п. Кондинское. Потомок древнего княжеского рода Сатыгиных. Окончил Челябинский государственный институт культуры по специальности «Режиссура». Возглавлял Кондинский народный театр «Ключ». Затем создал и 19 лет руководил театром-студией «Форс-Мажор» в Лангепасе. С 2020 года – директор театра обско-угорских народов «Солнце».