Примерное время чтения: 5 минут
275

Живет язык – живёт народ. Про березовые пазлы и «Ньэврэм моньчь»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ-Югра 10/11/2021
    В автономном округе проживает более 30 тысяч коренных народов Севера.
В автономном округе проживает более 30 тысяч коренных народов Севера. / Оксана Шуман / АиФ

Десятилетие 2022–2032 годов объявлено Десятилетием родных языков коренных народов мира. Что делают в регионе, чтобы сохранять языки, на которых говорили предки коренных жителей региона.

Правила письменности

В автономном округе проживает более 30 тысяч коренных народов Севера – ханты, манси, ненцы. Более 4,5 тысячи ведут традиционный образ жизни и живут на стойбищах, говорят на своих родных языках. В 2018 году президент России Владимир Путин приезжал в округ и поддержал идею губернатора Натальи Комаровой по спасению языков малых народов. Глава региона предложила  закрепить на федеральном уровне правила создания письменности для родных языков, не имеющих статус государственных. Сейчас в регионе разработаны региональные стратегии и программы по этой проблеме. И в 2021 году на их реализацию выделено почти 293 миллиона рублей.

Как считают специалисты, сохранение письменности помогает сохранять язык. Например, хантыйский алфавит, правила орфографии, принципы письма были утверждены только в 2014 году. Тогда и стали публиковаться первые справочники на этом языке. Участники Всероссийского форума национального единства, который прошёл неделю назад, поделились своими наработками в этом направлении. Мероприятие прошло онлайн. Учёные, практики, эксперты и представители властных структур из Югры, Якутии, Хабаровского края и Санкт-Петербурга  обсудили проблемы, связанные с языкознанием, и обменялись положительным опытом своих территорий.

Родной язык в нашем регионе начинают изучать с детского сада. Пилотный проект «Стойбищная школа-сад», который уже почти два года как развивают на отдаленных территориях, позволяет малышам ханты и манси посещать образовательное учреждение в  привычных для них условиях жизни. Они не разлучаются с родителями для учёбы в интернате. «Наши воспитанники, как их городские сверстники, тоже знают, что такое дистанционное образование. Педагоги постарались сделать так, чтобы даже дети тайги могли получить доступ к современным образовательным технологиям. И продолжили дело Юрия Вэллы, который посвятил свою жизнь тому, чтобы не прервалась хрупкая цепочка «земля – ягель, олень – оленевод – внук оленевода»,  – рассказывает директор детского сада «Город детства» Юлия Голубова  из Лянтора. Она рассказала об удаленной детсадовской группе в стойбищной школе «Ньэврэм моньчь» («Детская сказка»).

Родной язык

Всего в регионе на данный момент более двух тысяч детей изучают родной язык в детсадах, школах и учреждениях дополнительного образования. В 14 детских садах на хантыйском и мансийском говорит 321 ребёнок, а 1606 детей учат хантыйский, мансийский и ненецкий в 28 школах Белоярского, Березовского, Нефтеюганского, Нижневартовского, Сургутского, Кондинского, Октябрьского, Ханты-Мансийского районов и Ханты-Мансийска.

«Впервые в городской среде введено изучение родного мансийского языка для учеников младших классов в общеобразовательной школе № 1 имени  Юрия Созонова. Также в столице Югры находится одно из трех учреждений дополнительного образования, где в общей сложности языками коренных малочисленных народов Севера занимаются 168 ребят», – рассказала начальник отдела непрерывного образования коренных малочисленных народов Севера депобразования и молодежи Югры Надежда Костылева.

Но есть некоторые проблемы. Например, не хватает педагогов, которые смогли бы преподавать родной язык детям. Таких специалистов для Югры готовят в Санкт-Петербурге  в РГПУ им. А.И. Герцена. Там есть направление подготовки педкадров с уклоном на североведческое образование. Представители коренных малочисленных народов могут попасть туда по целевому набору. «В этом году университет заключил 80 договоров о сотрудничестве с регионами, в том числе и с Ханты-Мансийским автономным округом», – отметила заместитель ректора по работе с регионами, доцент кафедры этнокультурологии Института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена Софья Унру.

Также участники обсудили и проблему нехватки качественной учебной литературы. И тут югорчанам было чем похвалиться. За три года разработано и напечатано 20 учебно-методических комплектов на хантыйском и мансийском языках общим тиражом 3 102 экземпляра. Причём учебники на хантыйском языке выходят в трех вариантах: на сургутском, казымском и ваховском диалектах. В конце прошлого года завершена поставка учебно-методических комплектов по хантыйскому языку и книги «Литературное чтение по мансийскому языку» для начальной школы. В этом году школы будут обеспечены литературой на диалекте лесных ненцев, а учебник «Мансийская литература» смогут изучать ребята 5-7 классов.

Теперь дети коренных народов не разлучаются с родителями для учёбы в интернате

Не стоит забывать, что коренные народы – очень творческие люди. И для сохранения своего родного языка и культуры способны на многое. Например,  педагог Татьяна Любавина из Казыма Белоярского района разработала методику запоминания национальных слов и самостоятельно изготовила методическое пособие – березовые пазлы с подписями на двух языках по темам: «Стойбище», «Таёжные животные и рыбы», «Люди в национальных костюмах».

Также в автономном округе запустили пилотный проект «Развитие обско-угорских напольных и интеллектуальных игр «Нумас-юнт»: актуализация культурного наследия Югры». Проект разработала кандидат исторических наук Татьяна Волдина совместно с общественником Русланом Богордаевым. Идея получила поддержку – гранты губернатора Югры и президентского Фонда культурных инициатив. Общая сумма на их реализацию составила почти 3 миллиона рублей.

«Самобытная игровая культура народов ханты и манси содержит в себе целую систему состязательных развлечений и забав. Состязания проходят с применением подручных материалов и включают в себя различные виды головоломок, верёвочные игры, обско-угорские «шахматы». Каждая из игр – уникальное явление, дошедшее до нас из глубины веков. Все они направлены на развитие мышления, логики, внимания, на совершенствование мелкой моторики рук, что помогает восстановлению нейронных связей в головном мозге, укрепляет память», – пояснила председатель Няганского отделения окружной общественной организации «Спасение Югры» Наталья Есаулкова.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах