В прошлом году Югру посетили около 500 тысяч туристов, 9 тысяч из которых - иностранцы. О том, что помогает и что мешает региону принимать гостей, рассказала начальник управления туризма департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Югры Инна Арканова.
Нам нужен турпакет
- Насколько Югра конкурентоспособна в области туризма по сравнению с другими регионами страны?
- Югра - самый близкий от Москвы северный сибирский регион. Я считаю, что это существенное конкурентное преимущество перед другими регионами Сибири. Отмечу, что в большей степени, люди приезжают к нам с деловыми целями. Но, если мы обращаемся к экономике, я уверяю вас, что человек, который приезжает в командировку, оставляет в регионе те же деньги, что и турист, приехавший отдыхать и развлекаться. Около 27 процентов из всех приезжающих – приезжают в Югру отдыхать. Понятно, что это небольшой процент, но для такого северного региона он значителен. Растёт объем платных туристических услуг. В 2015 году – 1 миллиард 644 миллионов рублей. Эти услуги, которые оказывают гостиницы. Это сформировавшаяся отрасль, в которой работают 150 предприятий.
- Не секрет, что многие туристы приезжают лишь на время каких-то значительных событий? Но ведь эти события происходят не круглый год…
- Да, так исторически сложилось, что в основе туристического продукта в нашем регионе лежит какое-то событие – это этап Кубка мира по биатлону, это кинофестиваль «Дух огня». С некоторых пор они стали, по сути, нашими региональными праздниками. Понятно, что эти события не дают такого большого и постоянного потока туристов, которого бы хотелось. Поэтому сегодня мы пытаемся формировать пакетные туры. Их создаёт пул операторов, которые входят в Союз турпредприятий Югры. Конечный продукт партнёрства - это сформированный туристический пакет. На сегодняшний день так случилось, что турпродуктов, которые могли бы быть конкурентными - очень мало. У нас полностью составлен календарь событий по всем муниципалитетам округа, но нужно чтобы это стало единым турпродуктом.
- А в чём проблема - создать такой турпродукт?
- Есть претензии к качеству обслуживания в наших гостиницах, ресторанах. Возникают вопросы по качеству экскурсионного обслуживания. В итоге мы пришли к такому выводу, что необходима процедура аттестации экскурсовода. Сейчас, в феврале-месяце, работники этой сферы готовятся проходить добровольную аккредитацию.
- Сколько заявились экскурсоводов на аккредитацию? И какие к ним предъявляются требования?
- На сегодня из Ханты-Мансийска заявились шесть экскурсоводов. Историки и этнографы местных вузов смотрят контрольный текст экскурсовода, чтобы не было такого, что «Ермак пришёл в Ханты-Мансийск и воевал с князем Самаром». Также заявившийся проводит экскурсию по городу, мы обращаем внимание на то, как он подаёт материал. Просто говорит об архитектуре города или пытается рассказать об истории Ханты-Мансийска через судьбы людей, что интереснее, по моему мнению. Хотелось бы включить молодые кадры, но наши студенты почему-то без мотивации. Ленятся, либо стесняются. Сейчас все шесть человек, которые проходят аккредитацию - старейшины этой сферы обслуживания.
Ждём китайцев
- Что же планируется делать с гостиницами?
- Чтобы повысить качество сервиса, проводится классификация на гостиничном рынке. Хочу отметить, что эти процедуры носят добровольный характер. В 2015 году три гостиницы прошли такую классификацию. Этого, конечно очень мало, потому что гостиниц в округе около 300. Получение звезды обязывает гостиницу оказывать потребителю понятный набор услуг. Есть определенный стандарт, которому гостиница должна соответствовать. Понятно, что ожидать от трехзвёздочной гостиницы, а что - от пятизвёздочной. Но, к сожалению, сейчас у нас есть частные гостиницы, владельцы которых никогда в жизни не открывали и не читали эти стандарты.
- Насколько падение курса рубля способствует развитию въездного туризма? Если билет до Югры для иностранца раньше стоил 200 евро, то сейчас где-то 109, примерно в два раза дешевле. Ожидаете ли вы приток иностранных туристов?
- Ожидаем. Потому что из-за ситуации на валютном рынке наша страна стала более дешёвой для иностранцев. Сейчас большой акцент уделяется работе с Китаем. В 2015 году мы стали работать с федеральным агентством - заключили соглашение, по которому оно должно было продвигать наш регион среди китайских туристов. Оказалось, что есть ряд обязательных моментов, которые нужно соблюдать, принимая китайского гостя. Это связано с их ментальностью. Например, везде должны быть кулеры с водой. Есть нюансы по еде в ресторане. Нам вынесли ряд рекомендаций, которые мы должны выполнить. Но основной сложный момент - переводчики. Пока у нас есть только один человек, который может полноценно работать с гостями из Китая. Ну, и конечно же, необходимо повышать качество обслуживания. А то у нас - то ночью покушать негде, то нахамили.