Примерное время чтения: 6 минут
157

Турбизнесу Югры не хватает идей и денег

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ-Югра 01/08/2013

Чем богаты?

– Дина Юрьевна, одним из приоритетных направлений развития югорской экономики выбран туризм – внутренний и въездной. А какие его виды – самые перспективные?

– Ответ на поверхности: туристов привлекает то, чего больше нигде нет. В случае с Югрой это этнография, событийный, исторический туризм, рыбалка и охота. Львиная доля внимания уделяется этнографии, и это логично. Когда вы приезжаете, например, в Индию, вряд ли пойдёте в итальянский ресторан, будете изучать культуру и гастрономию именно той страны, в которую приехали.

Здесь есть сложности, связанные с замкнутостью коренных народов Севера. В Югре – 72 стойбища, а принимать туристов готовы только 8. Ханты и манси не желают, чтобы на них глазели, как в зоопарке, живут в своем мире, где лес живой, а духи реальны. Так что развивать эту сферу нужно с огромной осторожностью: экономика экономикой, но «в грязных сапогах» вторгаться в чужую жизнь не стоит.

Кто готов принимать гостей – тем нужно помогать, и на это ежегодно выделяются гранты из окружной казны. К примеру, в 2012 г. – 12 млн. руб. Я вхожу в грантовую комиссию и знаю, что на эти деньги строят базы, дороги, благоустраивают территории, покупают лодки, снегоходы. Да, за счёт грантов решают и местные проблемы – но это тоже работает на развитие туризма. Так, под Саранпаулем четыре стойбища расположены недалеко друг от друга, а добраться от одного к другому трудно. Был разработан тур «Четыре стойбища», для которого закуплены снегоходы, построены утеплённые туристические юрты с некоторыми удобствами.

– Наши климатические и природные условия – достаточно суровы. Много ли найдётся желающих ехать в глушь, чтобы познакомиться с Югрой?

– Недавно приезжал специалист по туризму из Словакии (Верхние Татры). Мы договорились о разработке экстрим-тура – для людей, пресытившихся пляжами, джунглями и готовых платить большие деньги за острые впечатления. О Югре в Европе практически не знают, рассказал гость, это как раз и привлекает искателей приключений.

А среди местного населения таких любителей найдётся не много. Наш «домашний» туризм – это семейные туры выходного дня, когда недалеко от дома можно увидеть что-то новенькое и отдохнуть, покататься на лыжах, искупаться в открытых термальных источниках, посетить музеи, театры, кино. Казалось бы, это элементарно и востребовано – но пока не очень развито, кроме как в Ханты-Мансийске и Сургуте.

Что мешает?

– Какие проблемы затрудняют развитие туризма в Югре?

– Прежде всего, недостатки инженерной и транспортной инфраструктуры: сети либо не существуют, либо вышли из строя. К примеру, теплоходов всё меньше с каждым годом. Гостиниц достаточно только в крупных городах округа. Придорожный сервис – просто караул! В туалетные комнаты порой не зайти. Маркетинг гастрономии оставляет желать лучшего. В окружной столице лишь в двух ресторанах предлагаются традиционные русские блюда, а с кухней народов Севера дела ещё хуже. Понятно, что строганина – дело сезонное, пролежит несколько месяцев и становится невкусной. Но не стоит на ней зацикливаться, можно адаптировать блюда, интересно их подавать!

В отрасли ощущается нехватка кадров. В Югорском госуниверситете с недавнего времени готовят менеджеров по туризму. Но у выпускников есть проблемы с географией, коммуникабельностью, креативностью. Туризм должен подпитываться смелыми идеями, а молодёжь мыслит на удивление шаблонно. Восполнить эти пробелы можно, окунув студентов в реалии туристического бизнеса, маркетинга и рекламы, активно привлекая ребят к разработкам новых маршрутов, их продвижению. Также полезно было бы привлекать гуру турбизнеса к проведению практических семинаров и самом университете.

Окружной программой развития туризма на 2013 г. предусмотрено выделение 15 млн. руб. и еще по 10 млн. – на 2014 и 2015 гг. Это небольшие деньги для огромного округа. Много тратится на продвижение югорских турпродуктов на внешние рынки – едем со своей рекламой в Лондон, Берлин. Заграница – это замечательно. Но я думаю, что стоит направить больше усилий на освоение соседних регионов. Пока бренд Югры не сформирован, нам не с чем громко выходить на европейский рынок.

– Не так давно случился скандал с «Когалымавиа», когда рейс был задержан на сутки. Отпуска у туристов были испорчены, турфирмы «подставлены». Как бороться с недобросовестными участниками рынка?

– К сожалению, законодательство пока недостаточно защищает потребителей туристических услуг. Думаю, нужны гигантские штрафы, пропорциональные величине причиненного людям морального и материального ущерба. Если пострадала сотня клиентов – виновный должен так расплатиться, чтобы обанкротиться. И за браконьерство нужно ужесточить наказание – ведь в Югре цветёт «черный» туризм, когда нарушается природоохранное законодательство, нет никакой страховой гарантии, и порой гости даже гибнут. У «Союза турпредприятий Югры» уже есть устная договорённость с Ассоциацией туроператоров России о совместном вынесении таких инициатив на федеральный уровень.

Досье:

Дина ГУЦ родилась в 1981 г. в пгт. Володарское Донецкой обл. (УССР). Образование экономическое. С 2006 г. живёт и работает в Югре в сфере гостиничного бизнеса. Заместитель директора Crownwell Resort «Югорская долина» (г. Ханты-Мансийск). С 2012 г. – директор некоммерческого партнерства «Союз предприятий Югры». Замужем, есть дочь.

Наша справка:

Туризм Югры в цифрах (на 2012 г.):

– 132 туристических компании

– 18 турпредприятий состоят в федеральном реестре туроператоров и предоставляют финансовую гарантию 500 тыс. руб.

– 88 турагентств

– 157 средств размещения – гостиниц, хостелов и т.д.

– 286 маршрутов (на 20% больше, чем в 2011 г.), из них 37 экологических и этнографических, 6 речных.

– 26 тыс. человек занято в туристической сфере

– туристический поток вырос на 18,8 процентов по отношению к показателям 2011 г.

 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах