Примерное время чтения: 4 минуты
351

Обучить всех. Как в Югре развивается инклюзивное образование

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ-Югра 13/04/2016
Дима Булаев с одноклассниками на уроке рисования.
Дима Булаев с одноклассниками на уроке рисования. Ugranow.ru

В Югре до конца 2020 года планируется создать сеть школ, где будут вместе учиться дети-инвалиды и ребят, у которых нет нарушений в развитии. Таких школ будет около 35% от общего количества. Как сейчас особые дети учатся в обычных школах округа?

Дорогого стоит

На сегодняшний день в 365 обычных школах Югры обучаются 1227 детей с ограниченными возможностями здоровья и 1251 ребёнок-инвалид. Дети с инвалидностью учатся по принципам инклюзивного образования. Иными словами, они находятся в одной среде с обычными детьми, у которых нет нарушений в развитии. В новых школах появляются лифты и пандусы, в классах устанавливают специальную мебель.

Разрабатываются различные программы, которые учитывают характерные особенности развития детей. По ним школьники могут быть «инклюзированы» полностью или частично. По частичному методу ученик часть предметов изучает наравне с другими детьми, в остальное - по индивидуальной программе, но также в школе.

Так, школа №4 Ханты-Мансийска рассчитана на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с проблемами опорно-двигательного аппарата. В этой школе обучаются 19 детей с инвалидностью, 8 из которых с нарушениями опорно-двигательного аппарата. По словам директора школы Василия Репского, инклюзивное обучение развивает у обычных детей ответственность и милосердие:

«Мы отрабатываем эвакуацию при пожаре и, когда эвакуировали первую девочку с нарушениями опорно-двигательного аппарата, её одевал весь класс, а учитель физкультуры выносил на руках со всеми вместе. Это дорогого стоит, когда они все вместе пытаются помочь ребёнку», - считает директор.

Кто поможет?

В первом классе учится Дима Булаев, у него детский церебральный паралич. По словам учителя начальных классов, Дима уже прошёл адаптацию и посещает все занятия. Дети относятся к однокласснику доброжелательно и даже выстраиваются в очередь, чтобы посидеть на уроке вместе с ним.

«Мы уже привыкли, и дети очень хорошо к нему относятся. Они ему помогают и всегда хотят сидеть рядом с Димой. Прежде чем открыть свои учебники, они открывают ему. Я думаю, что система делает детей более ответственными», - говорит учитель начальных классов Юлианна Индралиева.

По словам мамы Димы Булаева, её ребенок хотя и медленно, но выполняет все необходимые задания.

«Мы писать научились, наконец-то. Медленно, но пишет, читает, считает. Развивается», - рассказывает мама первоклассника Татьяна Булаева.

Татьяна посещает занятия вместе со своим сыном, так как в школе пока нет необходимого ассистента, который помог бы посадить Диму за стол, провести до туалета. Эти обязанности взяли на себя учителя и некоторые родители.

«Финансовые средства выделяются на образовательный процесс, а не на социальную помощь. Инвалидам должен помогать ассистент, которого, как я понимаю, должны выделять социальные службы. Они пока на контакт не идут. Говорят, что нет ставок и возможностей», - поясняет директор школы Василий Репский.

В средней школе №42 Нижневартовска при обучении детей-инвалидов тоже возникли небольшие сложности:

«То, что мы стали обучать деток с ограниченными возможностями, сложилось само собой. Мы не ставили перед собой такую цель, просто изначально не боялись принимать таких детей в школу, - признаётся директор школы Галина Гасымова. - Потом стали приходить их родители с радостными отзывами, что над детьми не смеются, а одноклассники даже наоборот - стараются помочь. Но скажу откровенно, с родителями здоровых детей все же приходится беседовать - не все хотят, чтобы вместе с их детьми учились и особенные ребята».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах