Югорские школьники и их родители готовятся к новому учебному году. Но не все ребята 1 сентября сядут за парты: в некоторых семьях дети учатся другими способами.
Понимать ответственность
В России более 320 тысяч детей школьного возраста, по данным Минпросвета, не учатся очно в государственных школах. В народе часто называют это «домашним обучением». Это известная с советских времён форма, когда у ребёнка проблемы со здоровьем и учителя занимаются с ним на дому. Но законодательство предусматривает для «альтернативщиков» разные варианты: заочное, очно-заочное, семейное обучение, самообразование. Важно: все разрешённые формы должны соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам.
Директор ханты-мансийского центра развития культуры и спорта «Олимп» Галина Каленская в сентябре впервые поведёт дочь-третьеклассницу в муниципальную школу.
«Выбор семейного обучения с первого класса был следствием стечения обстоятельств, – рассказывает Галина. – В школе по месту жительства не хватило места. Знаю десятки семей в Ханты-Мансийске и других городах с подобным опытом. В нашем центре тренируется двадцать «семейных» деток. Наблюдаю случаи, когда ребёнок получает знаний больше, чем дала бы обычная школа, но вижу и неудачи – когда учёбу не потянули и забросили. Поэтому я постаралась уделять обучению много внимания. Дочка посещала частный образовательный центр, а дома занималась со мной. Творчески, с интересом: для занятий по технологии ходили в пекарню и столярку, изучали изо на выставках и мастер-классах по рисованию. И, само собой, спорт. Чтобы выработать мотивацию, проговаривали, как важно учиться, чтобы освоить в будущем ту или иную профессию. Со школой, куда мы прикрепились, повезло: был полный контакт, нам даже даты аттестаций подвинули ради участия в соревнованиях.
Сейчас решили перейти на «классику» из-за расхождений в программах частного центра и муниципальной школы. Думаю, всё равно пришлось бы это сделать не позднее пятого класса. Школа – это социализация. В кружке ребёнок по часу в день среди друзей, а в школе каждый день подолгу в большом коллективе – учится общаться, строить отношения, решать проблемы.
Несмотря на наш положительный опыт, никого не агитирую уходить из школы, ведь каждая ситуация индивидуальна. Надо здраво оценивать возможности свои и ребёнка, осознавать ответственность. Своим спортсменам говорю: «Даже если вы выбираете профессиональный спорт, нужно быть образованным. Не думайте, что семейное обучение лёгкое, оно вдвое больше усилий требует, ведь учишься сам!»
«Хотим всё успеть!»
Репетиторы – дело недешёвое. Урок со студентом обходится в 300–500 рублей, опытные преподаватели за подготовку к ОГЭ и ЕГЭ берут до полутора тысяч, за учёбу в онлайн-школах нужно выкладывать от 8 до 40 тысяч ежемесячно.
На учёбу школьника среднего звена может хватить 5–10 тысяч в месяц, если ребёнок мотивирован. На старшеклассника уйдёт не менее 15–20 тысяч, если комбинировать занятия в малых группах с репетиторством.
Кстати, многие обращаются к репетиторам уже в пятом-шестом классах, когда становится больше предметов и учителей, программа усложняется и успеваемость падает из-за стресса. «Дроби в школе изучают по пять занятий еженедельно около месяца, – говорит частный педагог-математик из Сургута Кристина Викторовна. – А с репетитором ребёнок может усвоить тему за три-четыре часа. Но не всё так однозначно. В школе ребёнок раз за разом прорешивает задачи, уравнения, пишет контрольные – нарабатывает навыки. Это очень важно. Успехи в обучении примерно на треть состоят из заслуг репетитора, ещё на треть – от способностей, интереса, силы воли самого ребёнка. Остальное зависит от окружения: семьи, друзей, общества. В моём родном городе считалось зазорным ходить к репетитору: ты что, тупой? Здесь же в порядке вещей посещать дополнительные занятия, чтобы быть успешным. Наибольшая потребность, пожалуй, наступает в восьмом-девятом классах, когда ребята готовятся к ОГЭ».
Анастасия Резванцева из Ханты-Мансийска – энергичная и жизнерадостная женщина. Мама четверых детей в возрасте от 2 до 21 года. Работает, занимается в любительском театре, участвует в городских фестивалях и концертах, активно поддерживает ребячьи увлечения.
«Моему среднему сыну Кириллу 12 лет, дочери Лизе – 8. Они творческие и разносторонние, хотят посещать много кружков, а со школьным расписанием это не всегда согласуется. Перечитав много нормативных актов и форумов, я обнаружила, что есть заочная и очно-заочная формы обучения, где сохраняются все плюсы статуса школьника и учителя дают консультации по каждому предмету. Осенью прошлого года я взяла с детей честное слово, что они будут усердно заниматься, и написала заявление. Теперь дочь посещает школьные уроки по двум предметам, сын осваивает программу сам. Удалось сформировать расписание так, что ребята вместе ходят заниматься шахматами, на театральные репетиции, осваивают компьютерную грамотность в кванториуме и английский язык в кружке».
Репетиторы пока не требуются, да и подстёгивать детей не приходится, говорит Анастасия. «Они очень любят свои занятия, а чтобы заниматься и впредь, нужно успевать в учёбе. И спасибо специалистам центра диагностики и консультирования, куда Кириллу повезло ходить на подготовительные занятия к школе: там помогли приучить его к дисциплине и самостоятельности».
Спрос и предложение
В 10 и 11 классах учащийся вправе принять решение о переходе на самообразование. В ряде случаев это может быть хорошим решением, считает Анна Метелёва, руководитель сети репетиторских центров «Мастерская знаний» в Нижневартовске и Тюмени.
![В образовательную программу добавятся новые предметы.](https://aif-s3.aif.ru/images/038/265/aeb496c3dff88dd664b4947e833df204.webp)
Где учиться – в школе или дома, каждая семья решает сама. В Югре создана инфраструктура поддержки «семейников», специалисты дают консультации, проводят обучающие встречи, выпускают разъяснительные материалы. На базе каждого муниципального органа образования действуют диалоговые площадки взаимодействия с родителями, ведущими семейное обучение, а на базе 71 школы есть центры методического сопровождения. Их контакты, документы и прочую полезную информацию можно найти на сайте института развития образования, на базе которого с 2023 года действует региональный центр методического сопровождения родителей.
В 10 и 11 классах учащийся вправе принять решение о переходе на самообразование.
Кстати
Семейное образование в 2023-2024 гг получают 1740 юных югорчан. Толчок к росту популярности такой формы дала пандемия, когда семьи с детьми-школьниками примерили на себя «дистанционку».
До 2013 года родители школьников на семейном обучении получали официальную денежную компенсацию. Впоследствии выплаты упразднили, они предусмотрены лишь в нескольких регионах (к примеру, в Пермском крае, Свердловской области). Анализ региональной статистики, проведённый российской ассоциацией семейных школ, не выявил связи между наличием компенсации и распространённостью семейной формы обучения.