Нефть составляет более 95% от общего экспорта Югры. Но с тех пор, как цена на неё упала, округу пришлось искать новые способы пополнения казны. Чем мы теперь будем зарабатывать? И сможет ли Югра сохранить статус экспортно-ориентированного региона?
Потенциал есть
Представители власти и институтов поддержки бизнеса говорят, что потенциал есть и у других отраслей, кроме «нефтяной иглы».
«2016 год характеризуется взрывом экспортных контрактов, - отметил директор департамента экономического развития Павел Сидоров. - На 1 декабря их заключено 18. Особенно успешно развиваются деревообработка, продукция из дикоросов».
На долю переработки леса приходится 0,4% от всего югорского экспорта. При этом, изменение валютного курса в прошлом году даже поспособствовало увеличению её конкурентоспособности. Так, в 2015 году пиломатериалы из Югры начали поставлять в Сирию. Нашу продукцию покупают также в Египте, Германии, Финляндии, Бельгии и других странах.
Однако, дерево - не единственное богатство, которым может похвастаться Югра.
«В силу расположения и климатических особенностей, продукция, которую мы можем продвигать, это, в первую очередь, различные дары нашей природы - дикие ягоды, кедровые орехи, северная рыба, - отметила Анна Салыкина, исполнительный директор Торгово-промышленной палаты Югры. - Это экологически чистые товары, что очень важно, например, для европейцев».
«Дикоросы занимают особое место в товарной структуре нашего региона. Мы работаем с ведущими предприятиями в этой отрасли. Один из примеров - компания «Регион-К», - рассказала директор Фонда «Центр поддержки экспорта Югры» Ирина Гайченцева. - Сейчас предприятие сертифицирует несколько видов продукции и в ближайшее время дары югорской земли можно будет купить в супермаркетах Таиланда».
Нужны объёмы
Конечно, выход на внешние рынки для наших предпринимателей привлекателен - это и новые покупатели, и доступ к дополнительным финансовым рычагам.
Нужно сказать, что югорская продукция получила признание во многих странах. Например, на воду артезианских скважин Излучинска, Нижневартовского района у компании «Гермес» уже есть несколько заявок. Вопрос только в возможностях.
«Сейчас мы распространяем большую часть своей продукции в Югре. Часть идет в Казань, Москву, Санкт-Петербург и Томскую область, - рассказала генеральный директор компании «Гермес» Галина Шагрова. - Заключили контракт с Южно-Африканской Республикой, но к сожалению, пока не потянем объемы. У нас много заявок на экспорт - в том числе из Японии, Китая и Индии».
Трудности возникают, и когда речь заходит о сертификации товара, ведь у каждой страны свои правила.
«Европа страхует себя от перепроизводства, и поэтому экспортерам нужно преодолевать множество заградительных барьеров, - говорит Олег Дзюба, директор компании «Агрофирма». - В приоритете в Старом свете всегда будет внутренний рынок. А российскому предпринимателю нужно еще и пройти жесткую сертификацию по европейским правилам. Этот путь непростой, хотя пройти его при желании можно».