Двухколейная железная дорога тянется от Тюмени всё дальше на север. На днях был запущен очередной её участок. Не за горами и тот день, когда второй железнодорожный путь дойдёт до Сургута, что существенно подстегнёт развитие всего автономного округа.
Грузов больше
Свердловская железная дорога 27 августа открыла движение поездов по новому двухпутному участку от Тобольска до станции Демьянка. Длина его 180 километров. Таким образом, «двухколейка» уже вплотную подобралась к границам Югры. Ведь станция Демьянка, хоть и находится в Тюменской области, но является ближайшей к Ханты-Мансийску.
Введя в эксплуатацию второй путь на данном участке, железнодорожники завершили первый этап масштабного проекта, который призван вдвое увеличить пропускную способность направления «Тобольск - Сургут - Коротчаево». В 2015 году РЖД намерена вложить в этот участок без малого 10,4 млрд рублей. Планируется построить ещё свыше 30 километров вторых путей уже за Демьянкой – на перегонах «Нелым - Вах», «Вах - Ершовка» и «Ершовка - Манчем». Кроме того, будут введены в эксплуатацию три разъезда - на перегонах «Ульт-Ягун - Ингу-ягун», «Покачевский - Камеральный» и «Кумали - Ортъягун».
«Планируется, что уже в 2016 году магистраль от Тобольска до Сургута станет полностью двухпутной, а на направлении от Сургута до Нового Уренгоя будут построены дополнительные разъезды, - говорит главный инженер СвЖД Игорь Набойченко. - С учетом значительного прироста погрузки, совместно с крупнейшими грузоотправителями на условиях паритетного финансирования запланирована реконструкция станций Тобольск, Сургут, Коротчаево и других».
О том, что пропускную способность «железки», связывающей Югру и Ямал с «большой землёй», нужно увеличивать, активно заговорили в начале 2000-х. Предприятия нефтегазовой отрасли начали запрашивать у железнодорожников дополнительные объемы перевозок. В 2012 году холдинг «НОВАТЭК» договорился с РЖД, пообещав инвестиции в обмен на скидки. Сейчас аналогичным образом железная дорога сотрудничает с СИБУРом, «Газпромом», «Роснефтью» и другими компаниями. Ожидается, что по окончанию реконструкции дорога сможет пропускать до 66 пар поездов в сутки, а объём перевозок увеличить до 40 млн тонн.
А пассажиров меньше?
Однако, сотрудничая с крупным бизнесом, железнодорожники получают свою порцию критики от пассажиров. Людей не устраивают ни вагоны, ни вокзалы, ни расписание.
«Пассажирские составы, проходящие через Сургут, морально и физически устарели. Вагоны в поездах до Москвы, Омска, побережья Черного моря не обновляются, - говорит депутат думы Сургута Ринат Айсин. - Вокзал Сургута, рассчитанный на 800 пассажиров, ежедневно обслуживает 4000 человек. Нефтяники, газовики, учителя, врачи, работающие в округе, имеют право на достойный транспорт для проезда к месту отпуска и работы. Состояние вокзальных комплексов Сургут, Пыть-Ях не соответствует нормативам, перроны, переходы через пути не учитывают суровые условия Севера».
Кроме того, на днях жителей округа неприятно удивило решение РЖД отменить прямой поезд «Екатеринбург - Нижневартовск», который исправно курсировал с 70-х годов прошлого века. Последний поезд из столицы Урала в столицу Самотлора отправится 10 октября, а обратно - 12 октября. Как всегда в таких случаях, железнодорожники объясняют своё решение нерентабельностью маршрута. Вместо поезда, будут курсировать прицепные вагоны к поездам, проходящим через Екатеринбург.
«Бывали времена, когда этот поезд курсировал под номерами 141/142, потом 241/242, дальше 341/342. В итоге отменили совсем. Жаль, легендарный был маршрут, одни вахтовики чего стоили, - сетует один из частых пассажиров этого поезда Николай Василенко. - А то, что есть ещё социальные обязательства, уже никого не волнует. Не всё деньгами измеряется. И тем более, свой народ, развитие страны».