А кандидаты кто?
Голосование на носу, а информации о нём нет ни в СМИ, ни на административных сайтах. Не обнародованы программы кандидатов в защитники бизнеса. Даже их списки появились на сайте департамента экономического развития Югры лишь на несколько часов и исчезли. «Процедура достаточно закрытая, – считает директор Союза предпринимателей Югры Ольга КЛЫЧЕНКО. – Как мне известно, каждый кандидат должен был провести встречи с представителями бизнеса в крупных городах округа. С нами пока никто не встречался».
Организаторы голосования уверяют, что информационный вакуум создали сами кандидаты. «По регламенту они обязаны огласить свои программы только 19 июля, на слушаниях. Но мы предлагали выложить их в сеть раньше. Пока никто этого не сделал, – утверждает руководитель рабочей группы Владимир БОЛОТОВ. – Заставить мы не можем. Смогут ли выборщики принять правильное решение – вопрос риторический». Так, может быть, несовершенны сам регламент или процедура выборов в целом?
Без меня меня женили
Согласно окружному закону, уполномоченный по защите прав предпринимателей Югры назначается губернатором с учётом мнения бизнесменов округа. Но фактически голосовать будут всего сто выборщиков, которых выдвинули координационные советы при главах муниципалитетов. Предприниматели недоумевают, почему защитника бизнесменов от произвола власти будут выбирать лица, приближённые к власти? «Я не знаю этих людей. Без меня меня женили, – возмущён директор одной из компаний Ханты-Мансийска Николай ШАВЛЮКОВ. – Голосование должно учитывать мнение всех предпринимателей. Это было бы честно. А так – неизвестно, кто поставил этих ребят и почему они отвечают за меня».
Владимир Болотов оправдывается: «Дайте нам 200 миллионов, и мы проведём полноценную процедуру формирования списка выборщиков: с голосованием, с объявлениями в СМИ. Да, сейчас процедура условна, но она обеспечила оперативность принятия решений. Конечно, кто-то останется недоволен». Интересно, о какой оперативности идёт речь, если отборочный этап должен был завершиться ещё 5 ноября прошлого года? И зачем нужна спешка при выборах на должность, по уровню соответствующую заместителю губернатора?
Споры вызывает и сама целесообразность существования бизнес-защитника. «Учреждая новую должность, мы создадим дополнительную «прослойку» между бизнесом и властью, – убеждён сургутский предприниматель Олег МУРАВЬЁВ. – Торгово-промышленная палата и депутаты выполняют те же функции. Чем больше раздуют штат чиновников, тем больше бизнесмены будут платить налогов». Но представители общественных организаций уверены: таким настроем предприниматели сами лишают себя голоса. «Уполномоченный необходим. Сейчас бизнесмены пассивны, им проще ворчать на кухне, – считает Ольга Клыченко. – В итоге важнейшие вопросы решаются без них».