«Амнистические» слухи
«Зачем опять амнистия? Жить всё страшнее, а уголовников из тюрем выпускают!», – с возмущением спрашивает наша читательница Зинаида Солодовникова из Ханты-Мансийского р-на. Амнистия действует в отношении преступлений, совершённых до её объявления. Шанс на свободу получают как уже осуждённые, так и подследственные, и подсудимые. Выборкой «подходящих» занимаются следственные органы, суды, федеральная служба исполнения наказаний.
Обычно у амнистий – сложные условия. После этого «сита» выходят на свободу или избавляются от наказания единицы. Так, к завершению подходит «экономическая» амнистия, которую Госдума РФ объявила в июле по статьям УК РФ о мошенничестве, «отмывании капиталов», уклонении от уплаты налогов и некоторым другим. По ней за неполные 6 месяцев амнистированы 16 югорчан (всего по России – около 1,5 тыс.), сообщает ст. помощник прокурора Югры по взаимодействию со СМИ Инга Снаткина.
Бытует мнение, что это способ избавлять от заслуженного наказания «блатных» преступников. Некоторые эксперты считают, что амнистия была объявлена, чтобы освободить от реальной ответственности экс-главу Минобороны Анатолия Сердюкова. В Югре – свои «амнистические» слухи.
Например, про летнее ДТП в Ханты-Мансийске, когда ехавшие на мотоцикле подростки были сбиты легковушкой и погибли с разницей в несколько дней. Суд над обвиняемой в совершении преступления Ниной Щербининой, которая носит ту же фамилию, что и известный муниципальный чиновник, назначили на 16 декабря, но перенесли на 10 января.
«Это чтобы «важная» подсудимая попала под амнистию», – предположили некоторые участники соцсетей. «Слухи о «блате» и родстве неверны, – утверждает наш эксперт, адвокат Михаил Пуртов. – К тому же это преступление относится к тяжким и не отвечает условиям амнистии. Но даже если бы отвечало, перенос времени заседания ни на что бы не повлиял».
«Несократимость» наказания
Амнистия, объявленная Госдумой РФ 18 декабря 2013 г., предусматривает освобождение от наказания и уголовной ответственности наименее социально защищенных осуждённых, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Приговор по уголовному делу не должен превышать 5 лет лишения свободы, также кандидат не должен иметь предыдущего опыта пребывания «за решёткой».
На днях в прессе сообщили, что по декабрьской амнистии из мест лишения свободы выйдет лишь 15 югорчан. «Это предварительная выборка, – уточняет старший инспектор группы спецучёта УФСИН России по Югре Марина Тамбова. – После более тщательной проверки дел были отобраны пять человек». «Социальная» амнистия будет действовать ещё полгода, вновь прибывшие в колонии и тюрьмы тоже могут получить шанс на свободу.
Лишь пятеро – из четырёх с лишним тысяч югорских зэков! Как видим, сито, через которое «просеивают» преступников, пропускает лишь крупицы, неотвратимость наказания оборачивается его «несократимостью». «Единицы выходят по амнистии, и очень немногим удаётся получить условно-досрочное освобождение, – размышляет юрист Олег Нестеров. – Сидельцу неимоверно трудно доказать, что он исправился и не опасен для общества. В чём же причина? Система не хочет видеть улучшений в людях – или этих улучшений не происходит, и учреждения УФСИН зря называются «исправительными»?