Чех Роман Грозек мечтает поохотиться в Сибири. По его словам, в Европе почти не осталось животных: нет ни медведей, ни волков. А в Сибири дичи в достатке. Но есть одно но: «Пока поездка в Сибирь – это мечта. Мы боимся, что у вас нет хорошего сервиса. Такой опыт был и этого достаточно, чтобы относиться к Сибири настороженно. Мы готовы платить, но нужны гарантии, что будет тёплая, чистая гостиница, туалет, душ. Что охота будет организована по закону, что мы не потеряемся в вашей бескрайней тайге, что о трофеях позаботятся. Мы не хотим думать ни о чём, кроме охоты и отдыха», – объясняется Роман.
Условия не для слабых и бедных
Охотничьи угодья в Югре обширны. Здесь можно охотиться на медведя, лося, тетеревов... Но, по словам опытного охотоведа, директора ханты-мансийского досугового центра, Григория Савина, добыть именно трофейного, крупного зверя очень сложно: «В Югре такой экстремальный отдых, как охота, не каждому по плечу. Даже с учётом того, что человек наймёт егерей с обученными собаками, он может не выдержать погони за раненым лосем в 10-15 километров. В центральной России охотничьи угодья не столь обширны и полны зверья. У нас – сплошные болота».
Но даже при этом охота в Югре – дорогое удовольствие. Если иностранец решится приехать в Сибирь поохотиться, ему придется немало заплатить за все удобства. В зависимости от желания клиента может быть организовано егерское сопровождение, предоставлен домик для ночёвки, приготовлена уха по рецептам манси, в поиске зверя охотнику помогут собаки-медвежатники и так далее. В Центральной России такое удовольствие стоит 200 000 рублей, в Югре – чуть меньше.
Начальник Управления туризма Югры Ирина Арканова уточнила – программа недельного тура, с учётом транспортной доставки, егерского обслуживания и другого стоит от 70 000 рублей на человека. Всё зависит от числа участников и труднодоступности местности. В Югре есть уникальная возможность поохотиться вместе с жителями общин коренных малочисленных народов Севера. 15 общин принимают туристов , 16 туроператоров, которые предлагают охотничьи туры. Кстати, Правительство Югры выделяет общинам, развивающим охотничий туризм около 12 млн рублей в год. Эти деньги идут на закупку вездеходов, снегоходов, нарт, строительство комфортабельных охотничьих домиков и т.д.
Пока охотничий туризм в Югре только начинает развиваться. Данные о числе туристов-охотников и доходах, которые приносит этот вид туризма в казну региона, нигде не фиксируется.
Купил ружье – еще не охотник
Естественно, в округе существуют строгие квоты на охоту на диких зверей. С помощью учёных, егерей и опытных охотников ежегодно проводятся исследования. С начала года Управление по туризму выдало более 27 тысяч разрешений на охоту.
Охотничьи же билеты имеют более 64 тысяч жителей Ханты-Мансийского автономного округа. И при этом далеко не каждый владелец билета - хороший охотник.
В советские времена все охотники сдавали экзамен по охотонормам. Билет человек получал только после 30-70 часов лекций. Не прослушал – охотиться нельзя. А теперь любой желающий пришел, написал заявление на разрешение добычи охотничьего ресурса, выслушал 10-минутную лекцию по технике безопасности, и готово. И не факт, что новоявленные охотники смогут отличить лося от краснокнижного северного оленя. «Услышат шум в кустах и палить начинают. О том, что стрелять можно только когда видишь зверя, забывают. Мы сразу говорим: если нервишки шалят – лучше сидеть дома. Тайга ошибок не прощает», – говорит охотовед Григорий Савин.
Подтверждает его слова и сотрудник охотнадзора Югры Андрей Жихарев: «Местные охотники проблем доставляют много. Мы фиксируем минимум по 450-500 нарушений в год. Оружие не зачехляют, охотничьих билетов не имеют, палят куда попало, бывает, убивают редких животных. Этой весной во время проверки мы за 10 дней досмотрели около 1000 автомобилей и лодок, сотню охотничьих изб и стоянок. Выявили более 150 нарушений. Больше всего их в Сургутском, Ханты-Мансийском и Нижневартовском районах».
Но штрафами охотников не напугаешь, ведь за такие нарушения штраф составит от 500 до 5000 рублей. Уголовное преследование предусмотрено только за отстрел животных из Красной книги и охоту не в сезон.