С этого года мигранты не могут получить разрешение на работу без сертификата, подтверждающего их знания русского языка, истории России и основ законодательства. Учитывая, что в Югре порядка 90 тысяч иностранных граждан, можно предположить, что в университеты выстроились очереди из желающих сдать экзамен, а в УФМС – из желающих приобрести патент на работу. Ведь на получение этого документа мигранту даётся всего 30 дней с момента пересечения им границы.
Успеть за 30 дней
За месяц иностранный гражданин должен найти аккредитованный вуз, где примут экзамен, пройти курс подготовки, если это необходимо, сдать тестирование и получить сертификат. Казалось бы, всё просто. Но есть нюансы.
«Я сдал экзамен в пятницу и уже в понедельник знал результат, – рассказывает Дмитрий Денисенко, приехавший к нам из ближнего зарубежья. – Но сам диплом приходит из Москвы, поэтому приходится ждать. У меня срок выдачи сертификата затянулся на месяц, и всё это время я не имел права работать. А если превысишь срок пребывания в России – штраф. Многие, ожидая, когда придут документы, работают на свой страх и риск. Для русскоговорящих сдать экзамен не проблема – вопросы на уровне 5-6 классов. С моего потока не смог сдать экзамен всего один человек. Я считаю, что русский язык мигрант должен знать, но основы законодательства, вопросы по истории России и литературе можно сдавать и не в таком объёме».
Мигранты не спешат блеснуть знаниями. Например, жители Кыргызстана. Сейчас идут переговоры о присоединении этого государства к Евразийскому таможенному союзу, и при благоприятном исходе для них будут отменены патенты и другие документы, связанные с получением разрешения на работу в России. Въезд к нам станет свободным.
«С одной стороны, это хорошо, – говорит руководитель общественной организации «Кыргызский культурный центр «Сейтек» в городе Ханты-Мансийске» Тимур Кельгенбаев, – но возникнет другая проблема: сюда хлынет поток людей, едущих без видимой цели. Нужны упреждающие меры. Я вышел к местной власти с предложением организовать встречу с предпринимателями Ханты-Мансийска, выяснить их потребности в рабочей силе, заключить кадровые договоры, и приглашать из Кыргызстана только тех специалистов, которые будут востребованы. Тогда люди поедут сюда, зная, что их ждут, что у них будет работа, соцпакет, место проживания и зарплата. Я всегда ставлю себя на место жителей России: мне было бы неприятно, если бы в Киргизию приехал человек, совершенно не знающий и не уважающий культуру и обычаи моего народа. Поэтому едущий в Россию, конечно, должен знать её культуру и обычаи».
Неторопливые мигранты
«С 23 января по 4 марта через нас прошло 857 мигрантов, – говорит директор Института дополнительного образования ЮГУ Татьяна Костылева. – Поначалу мы принимали по 80-90 человек четыре раза в неделю, а сейчас с трудом насобирали группу экзаменуемых на март. Процент тех, кто не смог сдать, невелик – 10-12%. Задачи «заваливать» иностранных граждан на экзамене у нас нет. Но есть те, кто имя своё написать на русском не могут!».
В Югре иностранцев ждут три аккредитованных вуза. Помощь в аттестации готовы оказать и негосударственные образовательные центры. Но учебные заведения никто не штурмует. Мигрантам, похоже, это нужно меньше всего. Это означает, что многие гости из-за рубежа предпочитают находиться «в тени» и работать нелегально.