Недосмотрели?
«После появления в 2011 году приказа по выявлению в библиотечных фондах учреждений культуры и образования Югры материалов экстремистского характера сразу же была создана специальная комиссия, - рассказала заведующая библиотекой Института развития образования Ольга Ярлыкова.
- За 24 дня было проверено 390 образовательных учреждений округа. Фонды учебных заведений составляют учебники и методические пособия, поэтому никакой экстремистской литературы среди них не нашли». Прокуратура на своём сайте сообщает, что две книжки в публичных библиотеках всё-таки обнаружили и изъяли: «Застольные разговоры Гитлера» и «Жизнь - как она возникла». Вот и вся экстремистская литература.
Сложнее с интернетом. Обязали всех установить дорогие контент-фильтры (обычно используется Internet Censor), но Нефтеюганская межрайонная прокуратура пришла к выводу, что они не обеспечивают эффективной защиты. «Какой в них толк, если придёт школьник домой и зайдёт на любой сайт, пока родителей дома нет, - обеспокоен отец Юрий Нечаев. - Эти сайты провайдеры должны перекрывать». В октябре один из югорских провайдеров по требованию прокуратуры закрыл доступ к нескольким. Но это - капля в море.
Тройной контроль не лишний
Может показаться, что «ловить» сайты, меняющие свои IP-адреса, - мартышкин труд. Но есть примеры того, как система противодействия экстремизму даёт плоды. Например, в адрес Научной библиотеки Югорского госуниверситета никогда не поступало ни одного нарекания от надзорных ведомств.
«Раз в квартал почти на 150 позиций обновляется федеральный список экстремистских материалов, в котором уже более 1,5 тысяч наименований, по нему проводится проверка книжного фонда, - рассказала директор библиотеки Нина Смирнова. - Не было обнаружено ни одной запрещённой книги. В перечне списка была обозначена статья «Вирусы» (от лат.Virus-яд) в Большом энциклопедическом словаре (1991; 2002г.), этот текст в словарях был заклеен».
Библиотекари не могут бросить работу с «чёрным» списком, даже если им не понятно, чем так опасна статья о вирусах в словаре. Суд тоже может изменить ранее принятое решение. Вот и приходится изо дня в день проверять и перепроверять. «Контролем доступа на сайты занимается Управление информатизации ЮГУ, - пояснила зам. директора Научной библиотеки по информационным технологиям Ирина Кузнецова.
- На сайты из списка точно не попасть, давно перекрыт доступ ко всем социальным сетям, в том числе «ВКонтакте». «Такой контроль обеспечивает хотя бы в университете защиту студентов от экстремистских материалов и сайтов», - считает председатель Комиссии по информресурсам Любовь Третьякова.
Право на защиту детей и подростков от вредной информации никто не отменял, но пока получается, что ворота поставили, а забора нет. Как будут справляться библиотеки с постоянно растущим списком?