Примерное время чтения: 7 минут
512

В Югре продолжаются битвы за справедливость в судах и в прессе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ-Югра 11/09/2013

Защиты и справедливости!

– Михаил Фёдорович, вы известны как специалист по «громким делам». Как сложилась такая «специализация»?

– Я такой путь не выбирал, но, видимо, так сложилось. Я родился в деревне, с детства не чурался труда, и сейчас в работе стараюсь обеспечивать качество и не предавать интересов клиента. Адвоката иногда приглашают как свадебного генерала, но гораздо чаще – если беда, если надо «показать зубы» и бороться. Тогда самая лучшая рекомендация – «радио ОБС» («одна бабка сказала»). А если адвоката советует следователь, судья или, не дай бог, прокурор – следует насторожиться.

От работы своей я получаю удовольствие. На днях был на пикнике с клиентом, офицером полиции Талгатом КСТАУБАЕВЫМ, на которого сфабриковали уголовное дело по оговору малолетнего преступника. Два года тягались в судах. Представьте, в суд парня вели конвоиры, на волю он оттуда мог уже не выйти, папа с мамой в трансе… Но нам в двух инстанциях удалось отстоять оправдательный приговор. И я – на седьмом небе!

– Некоторые относятся к адвокатам с предубеждением из-за того, что те берутся защищать заведомо виновных…

– Сложно представить преступников хуже нацистов. Но в Нюрнбергском процессе их защищал цвет немецкой юридической мысли, ведь главное – законность. Каждый имеет право на защиту.

– Зачем рассказываете о делах на своём сайте, даёте информацию в газеты? Ради рекламы?

– Подключаю прессу в сложных ситуациях. В 1998 году в Ханты-Мансийске рано утром шёл по улицам «в драбадан» пьяный наряд милиции. Мужчина с собакой показался знакомым. Окликнули – не отзывается. Решили наказать за «наглость» – майор выстрелил сначала в собаку, потом в её хозяина. Виктор БУРЫЙ, судья (а это был именно он), – был ранен и выстрелил в ответ из табельного пистолета. В перестрелке пулю в лоб получил прохожий – парнишка, только вернувшийся с военной службы из Чечни. Но чей был выстрел?

СОВЕТЫ АДВОКАТА

• Не доверяйте адвокату, гарантирующему выигрыш в деле. Специалист должен не «играть», а добросовестно выполнять свои обязанности.

• Ознакомьтесь с досье адвоката. Насколько оно полное, какие документы содержит по делам – справки, запросы, ходатайства?

• Учтите, что цена услуг адвоката – предмет договорённости сторон. Она определяется сложностью дела, в гражданских делах гонорар обычно составляет 10% от цены иска. Если вы - обвиняемый, запомните – следователь вам не союзник; не стройте свою защиту на костях других, находите доводы и аргументы, которые оправдывают вас, но не очерняют других участников. Подначки типа «вали всё на рыжего» не верны; не давайте показания по горячим следам, чтобы не навредить себе.

Ознакомьтесь с материалами дела, показаниями свидетелей, потерпевшего, результатами экспертиз. Тогда посоветуйтесь с адвокатом и начните давать показания.

Прокурор округа тормозил дело, не желая скандала. Я набрался смелости и пригласил из Москвы для проведения журналистского расследования спецкора «Известий» Виктора КОРОЛЬКОВА. Сразу после выхода фельетона Генпрокуратура удовлетворила моё ходатайство об изменении подследственности дела. Тюменский следователь провел экспертизу обоих пистолетов и выяснил – парнишку застрелил майор.

Такова сила прессы. Потому что огласки боятся даже те, кто никого не боится. Журналисты помогли мне оправдать в своё время нефтеюганского предпринимателя, которого тюменские бандиты лишили бизнеса, а коррумпированные следователи пытали, пытаясь «повесить» убийство. Всё ещё не наказан истинный заказчик убийства прокурора округа БЕДЕРИНА, а обвиняемый, мой подзащитный, – в бегах уже 13 лет. Пытаюсь возобновить общественный интерес к делу. Ещё бьюсь в судах и говорю о Югорском спорткомлексе, строительство которого давно заморожено, а из окружного бюджета на объект выделено уже почти 1,2 млрд. руб.

Югорские «чудеса»

– Юридические законы работают избирательно?

– Законность торжествует в 85%, а именно – в отношении простых людей. Украл мешок комбикорма, выловил неположенным способом трёх «чебачков», значит, получай по закону. Идёт борьба с коррупционерами – учителями и гаишниками, хотя это трудяги, не их надо бы трогать в первую очередь.

А сильные мира сего порой выскальзывают. К примеру, у главы одного из районов при обыске найден «отчёт» по 10-процентным откатам с муниципальных контрактов. На очной ставке чиновник объ-

ясняет: это не взятки, а помощь. Богат русский язык!.. Или вот – здание одного из филиалов райсуда, построенное на муниципальные деньги, стало собственностью предпринимателя из ближнего зарубежья. Чудеса, да и только! Но это всё – истории из югорской действительности. И здесь законникам есть над чем работать.

ДОСЬЕ АиФ-Югра
Михаил ПУРТОВ родился в 1949 г. в д. Власова Уватского р-на Тюменской обл. Закончил Всесоюзный юридический заочный институт (Хабаровск), служил в армии, работал в прокуратуре округа, в аппарате исполкома Совета народных депутатов округа. С 1983 г. - член коллегии адвокатов Югры. Награждён Знаком «Почётный адвокат России» и орденом «За адвокатскую верность».

– В народе бытует мнение, что руководитель не может не воровать, дело лишь в величине наносимого ущерба.

– У меня были клиенты, которых обвиняли в коррупции и растратах. Так, Геннадий ЕРОХИН, бывший директор ЮНИИТ, стал однажды жертвой «заказа» – мести за победу в конкурсе на проведение исследований нефтяных месторождений вместо некой московской фирмы. Я защитил Геннадия Николаевича, доказал, что тот не воровал, хотя пару лет пришлось «кувыркаться» в судах. Подобная история была с Сергеем СОЛОВЬЁВЫМ, некогда ректором медакадемии, потом с бывшим руководителем института образования Анатолием ЕФРЕМОВЫМ. Дела развалились за недоказанностью. Я думаю, учёные – не воры.

– Что надо делать, чтобы коррупции в обществе не было?

– Либо принять много новых правильных законов, либо «прошерстить» старые с учётом, что главная коррупционная «кормушка» – капстроительство, в нём утвердилась доля откатов – 25% (в Москве, слышал, доходит до 50%). Электронная система торгов не мешает коррупционерам, у них свои способы – например, «подбить» требования к участникам под какую-то «любимую» фирму.

Всё-таки я думаю, что со временем коррупции в обществе станет меньше. Пока борьба с ней идёт слабо, но это – задача на десятилетия.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах