Равнение на Мишку!
– Сергей Павлович, брендирование – новое, незнакомое для нас дело. Как Югра с ним справляется?
– На самом деле не новое. Вспомним Олимпиаду 1980 г. в Москве. Её символику создавали лучшие художники и дизайнеры страны. И справились с задачей на «отлично»: олимпийский Мишка – у всех в памяти, узнаваем и любим. А вот символы Сочи-2014 этим похвастать не могут. Думаю, это связано с модой на «народные» конкурсы и голосования.
Сегодня к брендированию зачастую подходят неверно с самого начала. В Югре – в том числе. Объявляют конкурс идей: всеобщий и, как правило, почти бесплатный.
Серьёзные рекламисты не пойдут на такие условия, даже студентов премия в 10-15 тыс. не очень заинтересует: если подходить к работе как положено, она займёт много времени, а время – тоже деньги.
Свои разработки шлют любители, не знающие законов дизайна, полиграфии, не представляющие, как рисунок будет воплощаться на печати, в гравировке, сувенирной продукции. Вот и получаем «дельфина на лыжах».
К примеру, годичной давности конкурс проектов юбилейной символики в Ханты-Мансийске. Школьники прислали свои рисунки, в итоге ни один из них в дело не пошёл. Получается, что власти закладывают значительные средства в производство, а на разработке экономят, ждут, что откуда ни возьмись, задаром явится отличная идея. Хотите нормальный результат – не делайте конкурсов, обращайтесь к специалистам.
– Завершены выборы бренда Югры, какой из вариантов наиболее симпатичен вам?
– Светлая идея создания такого бренда родилась ещё в начале двухтысячных у Павла МАНЧЕНКО. Он тогда был директором окружного Департамента общественных связей. Но почему-то до реализации дело не дошло.
Округ нужно грамотно позиционировать как туристический, культурный, административный центр на российском и международном рынках. Что же до предложенных вариантов бренда Югры, все они явно сделаны одной рукой. Типичная средняя презентация, безликая и не интересная. Это не территориальный брендинг, а, в лучшем случае, фирменный стиль. Бренд должен быть понятен любому без комментариев и рассказов.
Взять, к примеру, сургутского Лиса. Путь к утверждению этого образа в геральдике Сургута был, как я знаю, долгим и непростым – зато сейчас этот зверь перекочевал с герба на эмблемы, символику, воплотился в городском памятнике и вообще используется очень активно. Удачный пример создания образа.
Югра – территория… чего?
– Вы как художник и дизайнер принимали участие в брендинге?
– Меня с супругой пригласили в Ханты-Мансийск ещё при губернаторе Филипенко, чтобы мы создали визуальный облик столицы округа. Была разработана концепция: «Югра – территория... (здоровья, спорта и т.д.)». Идею подхватили, стали использовать – но порой неуместно и неэстетично. К примеру, «Югра – территория свадеб» на Доме дружбы народов. Сама по себе архитектура этого здания – интересная, и разрушать её такой увеличенной в сотни раз открыткой – несерьёзно, смысловой нагрузки в ней нет никакой. При множестве украшений и наружной рекламы у Ханты-Мансийска нет визуального лица. Отсутствует идеология – от слова «идея».
– На привлекательность Югры должны работать и международные мероприятия, которые в ней проводятся…
– Как ни странно, знаковые события – кинофестиваль «Дух огня», экологическая акция «Спасти и сохранить», Кубок мира по биатлону – рекламируются мало, а если и рекламируются, то зачастую не там и не так. Реклама «бьёт» не прицельно. К примеру, программа «Духа огня», размещённая на остановках: при всём уважении, не думаю, что пассажиры автобусов в большинстве своём интересуются киноэкспериментами.
Кураторы спортивных состязаний каждый год сокрушаются – недостаточно рекламы. А если и есть, то ужасная, как в позапрошлом году, когда на баннерах были какие-то кривоногие парни в форме биатлонистов. Не умеете сами – закажите у специалистов. Не надо «размазывать», сделайте три хороших рекламных акции.
Социальная реклама сегодня и нужна, и в моде. Даже коммерческие банки занимаются ею, чтобы себя позиционировать. Но нет единого понятия, какой она должна быть. Делают пожарные или ГАИ десять носителей 3х6 м – а они не выдержаны в одном стиле. Вообще же в городе очень много «рекламы себя» – Югра, Ханты-Мансийск… Дизайнерская деятельность должна нести в себе отпечаток культуры, в которой она существует и развивается.
– Но есть и стихийные «украшатели», рисующие на стенах загадочные рисунки, забавных человечков…
– Это наши студенты. Стрит-арт (в переводе – «искусство улиц») придуман не нами. В поездке по Испании я видел, насколько органично работы уличных художников могут вписываться в городские пейзажи. Хорошо, что это искусство приходит к нам. В Москве уже можно увидеть потрясающие росписи на многокилометровых гаражных стенах. У нас такие площади найти трудно, но всё же с творчеством, которое идёт от души, город оживает! Мы предостерегаем ребят от того, чтобы «хулиганство» в искусстве не превратилось в настоящее: ничьему имуществу не должен быть нанесён ущерб. Но пока никто не предъявлял претензий – наверное, людям нравится!
Досье
Сергей ЛОЗОВОЙ родился в 1952 г. Окончил Харьковский художественно-промышленный институт по специальности «художник-конструктор». Член Союза художников России и Союза дизайнеров России. Заведующий кафедрой дизайна ХМИДПИ (филиала УралГАХА). Женат, имеет 3 детей и 2 внуков.