Проверку пандемией электронных сервисов региона обсудили на пресс-конференции на этой неделе. Большинство из них действовало онлайн, работа и обучение стали дистанционными. Как жилось югорчанам в этих непростых условиях? На этот и другие вопросы журналистов ответил директор департамента информационных технологий и цифрового развития Югры Павел Ципорин.
Были готовы
«Наш регион к началу пандемии подошёл уже подготовленным. Югорчане всегда были активными, поэтому к началу этого года 98 процентов жителей были пользователями портала государственных услуг, это порядка 1,6 миллиона человек. Югра является лидером по этому показателю среди всего Уральского федерального округа, – рассказал Павел Ципорин. – Жителям к этому году было доступно 166 видов услуг в электронном виде, это и государственные, и муниципальные. Мы оказываем где-то 11 миллионов услуг в год, за период пандемии более 3,5 миллиона услуг было оказано. Наши жители воспользовались ими не вставая с дивана».
Как заметил Павел Ципорин, с каждым годом всё больше услуг переходят в электронный формат. В прошлом году запустили услугу «без чиновника», она предоставляется без участия специалиста, положительный результат по ней выдаёт сама система. Житель направляет заявление, система получает, распределяет межведомственные запросы, достает из других систем необходимые документы, и если с ними всё в порядке, то система автоматически предоставляет результат в виде социальной выплаты. Пока этот проект касается только социальных выплат, для югорчан такая система в разы сокращает время предоставления услуги. Этот проект стал победителем в номинации «Социальная поддержка» в федеральном конкурсе информатизации «ПРОФ-IT». Он обеспечивает интеграцию сведений и процессов социальных служб, минимизирует рутинный труд для высвобождения рабочего времени сотрудника.
По решению губернатора Югры Натальи Комаровой было продлено предоставление некоторых социальных услуг. На стратегическую перспективу ставится цель, чтобы все услуги и результат по ним предоставлялись в электронном виде.
Пандемия внесла свои коррективы в жизнь, и помимо уже привычных услуг появились новые, например цифровое уведомление онлайн.
«Цифровое уведомление» работает?
Новая система рассчитана больше на самосознание граждан, только внутренняя сознательность позволит побороть пандемию. Идея в том, что житель, который хочет куда-то выйти, просто уведомляет систему, что он собирается это сделать по определённому адресу. Не секрет, что бессимптомно заболевшие могут не сидеть дома, а передвигаться. В этой системе есть данные о носителях вируса, и таким образом можно этих нарушителей выявлять. В этой системе регистрируются не только граждане, но и объекты, которые готовы открываться, система позволяет контролировать безопасность в них. Подключаются волонтёры, они проверяют, соблюдается ли социальная дистанция, есть ли дезинфекторы, носят ли люди маски. Всё это позволяет минимизировать риск заражения. Специалистам удалось в определённый период стабилизировать ситуацию, в том числе и благодаря этой системе. 1727 заявок от организаций на открытие на сегодняшний день, порядка миллиона сотрудников организаций уже зарегистрированы в системе.
«К началу этого года 98 процентов жителей округа были пользователями портала государственных услуг, это порядка 1,6 миллиона человек. Югра является лидером по этому показателю среди всего Уральского федерального округа»
Сложная удалёнка
Не все были рады переходу на дистанционное обучение, в частности, не очень были довольны родители школьников. Как рассказал Павел Ципорин, цифровая образовательная платформа была запущена в регионе ещё в 2018 году, она позволила быть готовыми к сложному периоду. Тем не менее формат дистанционного обучения был новым для пользователей, поэтому не сразу получалось доносить информацию до каждого ребёнка, часть нагрузки легла на родителей. В классе учитель может видеть, что у ребёнка затруднение, через экран компьютера распознать это не так легко, но в целом опрос показывает, что и учителя, и дети остались довольны. Родителям было сложнее, но и они были рады, что в такое сложное время не нужно водить детей ни в какие общественные места и подвергать опасности. Однако опасность подстерегает детей не только на улице, но и в виртуальном пространстве.
Операция «безопасный гаджет»
Каждого родителя интересует, что за информацию ребёнок получает благодаря гаджету, но не всем хватает времени, чтобы это проконтролировать. В прошлом году был запущен проект по безопасности детей в сети интернет, тема эта назрела давно. Был разработан программный продукт, сначала раздали его лицензии всем первоклассникам, потом школьникам вплоть до пятых классов. Лицензия даётся одна на семью, устанавливается программное обеспечение на любое количество гаджетов. Система блокирует доступ к запрещённым сайтам, к ряду мобильных приложений, у которых возрастной ценз выше, чем возраст ребёнка, и оповещает родителей о местоположении сына или дочери. Также система мониторит время, проведённое в гаджете. Сейчас уже многие пользуются этим приложением, от родителей специалисты получают положительную обратную связь, планируется и дальше развивать этот проект.
Интернет – в каждый чум
На пресс-конференции подняли тему и так называемого «цифрового неравенства», когда у одних пользователей интернет хороший и дешёвый, а у других – дорогой и не очень качественный. «У нас много труднодоступных территорий и удалённых населённых пунктов. Благодаря длительной работе, которая началась ещё в 2010 году, практически каждый житель региона имеет доступ к сети интернет, в цифрах это более 99 процентов населения, – пояснил глава депинформтехнологий. – Высокоскоростной интернет у 93 процентов населения. С 2016 года мы субсидировали строительство оптоволоконных сетей связи до труднодоступных населённых пунктов. С прошлого года начали проект «IT-стойбище», таких стойбищ к концу года будет уже 26. Запустили на отдалённой территории первую оснащённую интернетом школу-сад».