Программы цифровой экономики и электронного правительства реализуется полным ходом. Согласно официальной статистике, популярность электронных услуг в Югре с каждым годом растет. Правительство округа планирует полностью перейти на отечественное офисное ПО к 2020 году. А отдельные граждане всерьез готовятся к появлению криптовалют. Но есть люди, которые и вовсе не попали в цифровую эпоху – многие из них до сих пор не выходят в интернет.
Сверхновое будущее – рядом
В последнее время все чаще звучат заявления о предстоящем гигантском сдвиге в финансово-экономической сфере. По заверениям экспертов, новая технология в области передачи данных в ближайшие годы заменит существующую. Глава Сбербанка Герман Греф на одном из заседаний совета при президенте предложил предусмотреть в ключевых российских вузах программы для обучения студентов технологии блокчейн (построена на основе системы блоков и распределения данных, без центральных узлов). Тестировали систему при создании криптовалюты - биткоинов (электронной наличности). Ожидается, что инновация упростит обмен данными между участниками рынка: сделки будут совершаться без посредников. Ее внедрение должно происходить как поэтапное замещение и трансформация существующих способов совершения сделок. Специалисты утверждают, что рано или поздно этот процесс затронет всех. В правительстве рассчитывают, что технологию узаконят к 2019 году.
Не за горами наступление следующего витка технологической революции, хотя большинство не успело как следует «насладиться» плодами предыдущего. Югра преуспела в создании электронного правительства. По сообщениям окружного НИИ информационных технологий, в эти дни проводится тестирование нескольких операционных систем от различных российских производителей в секторе офисного программного обеспечения (ПО), используемого окружными и муниципальными службами информационных технологий. В 2018-ом году ими планируется заменить привычное ПО от Windows, а 100% замещение произойдет к 2020-му году.
Гонка с препятствиями
Но если чиновников и работников бюджетной сферы обучить новым информационным технологиям достаточно просто, то некоторых граждан - труднее.
При поддержке правительства ХМАО-Югры уже реализованы программы обучения «Электронный гражданин», «Электронное правительство» и «Электронная коммерция». Эти программы помогают преодолеть цифровое неравенство и дают всем, независимо от пола, возраста, образования, места жительства и социального положения доступ к современным информационным технологиям, - заверили нас в окружном департаменте информационных технологий. Людям, нуждающимся в особой помощи, дают возможность бесплатно учиться на курсах.
«В округе действует несколько образовательных проектов в области компьютерной грамотности, - пояснил заведующий лабораторией электронных технологий образования ЮНИИ ИТ Алексей Талыков. - Помимо курса начального уровня «Электронный гражданин», есть курс «Эффективное использование сервисов электронного правительства». На сайте eduhmao.ru представлена развернутая информация о курсах, принимаются заявки на обучение. Опубликованы аудио- и видеоматериалы, в том числе на образовательном портале Югорского НИИ информационных технологий do.uriit.ru. Более тысячи социально незащищенных граждан (ветераны, пенсионеры, инвалиды и т.д.) и бюджетники ежегодно учатся на бесплатных компьютерных курсах в 22-х муниципалитетах округа. В том числе и те, кто никогда не пользовался компьютером. Курсы способствуют лучшей адаптации этих граждан в информационном обществе».
Несмотря на то, что публикуются пошаговые инструкции, проводится обучение и есть информационная поддержка граждан, дистанция между предоставлением электронных услуг и их получением сохраняется. А наметившийся в последние годы разрыв между компьютерной грамотностью отдельных групп населения не сокращается.
Примерно одна пятая населения в нашей стране в возрасте от 15 до 72 лет вовсе не пользуется компьютером и не выходит в интернет. Примерно те же тенденции наблюдаются и в округе. Согласно опросу, проведенному на улицах Сургута, большинство горожан старше 55 лет не пользуются сервисами госуслуг и не заполняют там документов, не имеют «личных кабинетов». В лучшем случае - онлайн-банкингом. Часть из них не использует и смартфоны.
Остается только надеяться, что в будущем эти люди не будут ограничены в получении государственных услуг.
Мнение
Наталья Васильева, мама ученицы 4 класса: «Услуга электронного дневника за последние три года стала гораздо удобнее. На мой взгляд, она кардинально меняет подход учителей, детей и родителей к процессу обучения. И не только в лучшую сторону. В прошлом году я столкнулась с проблемой - ребенок перестал записывать домашнее задание. Все методы воздействия оказались неэффективны, а когда я обратилась за помощью к классному руководителю, меня отправили в «Электронный дневник» - мол, смотрите все там. На мои доводы о развитии самостоятельности и ответственности у ребенка, о том, что записать домашнее задание - его святая обязанность, педагог лишь развел руками. Позже я узнала, что проверять запись домашнего задания в начальной школе - обязанность классного руководителя. И подменять ее «Электронным дневником» весьма безответственно. Тем более, что до сих пор многие родители не пользуются «Электронным дневником» и даже не зарегистрированы на сайте госуслуг. Это благополучные люди, просто они живут вне компьютерных технологий, им тяжело их освоить».
Точка зрения
Рената Максимова, технолог: «У меня не было необходимости регистрироваться на портале госуслуг, пока я не пошла учиться в автошколу. Когда дело дошло до экзаменов, нам сказали, что никто их не сможет сдать, пока не зарегистрируется и заранее не запишется через интернет. Сама процедура регистрации достаточно понятна и проста, но вот с подтверждением личности пришлось побегать - по адресу, указанному на сайте, уже такую услугу не оказывали. Сначала было непривычно и сложно. Зато потом заказывала новый паспорт через «Госуслуги», очень понравилось. Мне кажется, пока людей не заставишь - вряд ли кто-то сам захочет это делать».