Примерное время чтения: 6 минут
190

Цифровое неравенство. Часть населения Югры - вне сферы электронных услуг

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ-Югра 20/09/2017

Программы цифровой экономики и электронного правительства реализуется полным ходом. Согласно официальной статистике, популярность электронных услуг в Югре с каждым годом растет. Правительство округа планирует полностью перейти на отечественное офисное ПО к 2020 году. А отдельные граждане всерьез готовятся к появлению криптовалют. Но есть люди, которые и вовсе не попали в цифровую эпоху – многие из них до сих пор не выходят в интернет.

Сверхновое будущее – рядом

В последнее время все чаще звучат заявления о предстоящем гигантском сдвиге в финансово-экономической сфере. По заверениям экспертов, новая технология в области передачи данных в ближайшие годы заменит существующую. Глава Сбербанка Герман Греф на одном из заседаний совета при президенте предложил предусмотреть в ключевых российских вузах программы для обучения студентов технологии блокчейн (построена на основе системы блоков и распределения данных, без центральных узлов). Тестировали систему при создании криптовалюты - биткоинов (электронной наличности). Ожидается, что инновация упростит обмен данными между участниками рынка: сделки будут совершаться без посредников. Ее внедрение должно происходить как поэтапное замещение и трансформация существующих способов совершения сделок. Специалисты утверждают, что рано или поздно этот процесс затронет всех. В правительстве рассчитывают, что технологию узаконят к 2019 году.

Не за горами наступление следующего витка технологической революции, хотя большинство не успело как следует «насладиться» плодами предыдущего. Югра преуспела в создании электронного правительства. По сообщениям окружного НИИ информационных технологий, в эти дни проводится тестирование нескольких операционных систем от различных российских производителей в секторе офисного программного обеспечения (ПО), используемого окружными и муниципальными службами информационных технологий. В 2018-ом году ими планируется заменить привычное ПО от Windows, а 100% замещение произойдет к 2020-му году.

Гонка с препятствиями 

Но если чиновников и работников бюджетной сферы обучить новым информационным технологиям достаточно просто, то некоторых граждан - труднее.

При поддержке правительства ХМАО-Югры уже реализованы программы обучения «Электронный гражданин», «Электронное правительство» и «Электронная коммерция». Эти программы помогают преодолеть цифровое неравенство и дают всем, независимо от пола, возраста, образования, места жительства и социального положения доступ к современным информационным технологиям, - заверили нас в окружном департаменте информационных технологий. Людям, нуждающимся в особой помощи, дают возможность бесплатно учиться на курсах.

КСТАТИ:
Самые распространенные компьютерные навыки среди россиян, по данным Росстата, - работа с текстами и таблицами. Только каждый пятый (это почти вдвое меньше, чем в Европе) умеет редактировать фото-, видео- и аудиофайлы.

«В округе действует несколько образовательных проектов в области компьютерной грамотности, - пояснил заведующий лабораторией электронных технологий образования ЮНИИ ИТ Алексей Талыков. - Помимо курса начального уровня «Электронный гражданин», есть курс «Эффективное использование сервисов электронного правительства». На сайте eduhmao.ru представлена развернутая информация о курсах, принимаются заявки на обучение. Опубликованы аудио- и видеоматериалы, в том числе на образовательном портале Югорского НИИ информационных технологий do.uriit.ru. Более тысячи социально незащищенных граждан (ветераны, пенсионеры, инвалиды и т.д.) и бюджетники ежегодно учатся на бесплатных компьютерных курсах в 22-х муниципалитетах округа. В том числе и те, кто никогда не пользовался компьютером. Курсы способствуют лучшей адаптации этих граждан в информационном обществе».

Фото: ЮНИИТ

Несмотря на то, что публикуются пошаговые инструкции, проводится обучение и есть информационная поддержка граждан, дистанция между предоставлением электронных услуг и их получением сохраняется. А наметившийся в последние годы разрыв между компьютерной грамотностью отдельных групп населения не сокращается.

Примерно одна пятая населения в нашей стране в возрасте от 15 до 72 лет вовсе не пользуется компьютером и не выходит в интернет. Примерно те же тенденции наблюдаются и в округе. Согласно опросу, проведенному на улицах Сургута, большинство горожан старше 55 лет не пользуются сервисами госуслуг и не заполняют там документов, не имеют «личных кабинетов». В лучшем случае - онлайн-банкингом. Часть из них не использует и смартфоны.

Остается только надеяться, что в будущем эти люди не будут ограничены в получении государственных услуг.

Мнение

Наталья Васильева, мама ученицы 4 класса: «Услуга электронного дневника за последние три года стала гораздо удобнее. На мой взгляд, она кардинально меняет подход учителей, детей и родителей к процессу обучения. И не только в лучшую сторону. В прошлом году я столкнулась с проблемой - ребенок перестал записывать домашнее задание. Все методы воздействия оказались неэффективны, а когда я обратилась за помощью к классному руководителю, меня отправили в «Электронный дневник» - мол, смотрите все там. На мои доводы о развитии самостоятельности и ответственности у ребенка, о том, что записать домашнее задание - его святая обязанность, педагог лишь развел руками. Позже я узнала, что проверять запись домашнего задания в начальной школе - обязанность классного руководителя. И подменять ее «Электронным дневником» весьма безответственно. Тем более, что до сих пор многие родители не пользуются «Электронным дневником» и даже не зарегистрированы на сайте госуслуг. Это благополучные люди, просто они живут вне компьютерных технологий, им тяжело их освоить».

Точка зрения

Рената Максимова, технолог«У меня не было необходимости регистрироваться на портале госуслуг, пока я не пошла учиться в автошколу. Когда дело дошло до экзаменов, нам сказали, что никто их не сможет сдать, пока не зарегистрируется и заранее не запишется через интернет. Сама процедура регистрации достаточно понятна и проста, но вот с подтверждением личности пришлось побегать - по адресу, указанному на сайте, уже такую услугу не оказывали. Сначала было непривычно и сложно. Зато потом заказывала новый паспорт через «Госуслуги», очень понравилось. Мне кажется, пока людей не заставишь - вряд ли кто-то сам захочет это делать»

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах