Примерное время чтения: 4 минуты
211

Если память в дефиците. Как избежать неврологических нарушений после ковида

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ-Югра 24/02/2022
Чтобы тренировать свой мозг, нужно читать книги, которые могут дать пищу для ума
Чтобы тренировать свой мозг, нужно читать книги, которые могут дать пищу для ума pixabay.com

Вылечиться от коронавируса – половина дела. Осложнения могут возникнуть, даже если болезнь протекала в лёгкой форме. Например, после ковида многие жалуются на «туман в голове», потерю концентрации, забывчивость. Как справиться с неврологическими проблемами?

Мозг надо тренировать

Пожалуй, воздействие COVID-19 на мозг является самым пугающим.

«Моему отцу 75 лет. Он тяжело перенёс коронавирус, а после болезни ему поставили диагноз «энцефалопатия», – рассказывает жительница Ханты-Мансийска Анна. – Папа стал забывать, пил он или нет чай, таблетки. Пытался иногда снять через голову уже расстёгнутую рубашку. Всё так быстро произошло – было страшно». «Когнитивные нарушения наблюдаются у 55% пациентов с COVID-19, – говорит к.м.н., невролог Наталья Цинзерлинг. – Обратимость изменений пока не отслеживали. И хотя достаточного количества долгосрочных исследований ещё нет, вывод о потенциале нейротропности вируса (способность поражать нервные клетки) уже сделан». Медик считает, что долгосрочными последствиями психических нарушений после COVID-19 может стать полная потеря памяти и даже болезнь Альцгеймера.

Врачи отмечают, что если человек молод и интеллектуально развит, то в большинстве случаев его умственные способности после коронавируса не страдают. А вот у пожилых последствия могут быть серьёзными – с возрастом у людей в принципе появляются проблемы с памятью и вниманием. «По аналогии с мышечным тонусом. С возрастом он снижается, и человек теряет осанку, становится слабым. А если человек постоянно тренируется и даёт организму физическую нагрузку, то у него будут хорошие показатели силы и выносливости. С когнитивными функциями всё точно так же, нужно тренировать наш мозг», – поясняет нейропсихолог из Ханты-Мансийска Анастасия Британова.

Искажение реальности

Если после ковида человек забывает слова и названия обыденных предметов, если появилась рассеянность, заторможенность и сложно запоминать элементарную информацию, если наблюдается упадок сил и невозможно выполнять ежедневные дела – нужно принимать меры, потому что всё это  признаки снижения когнитивных функций головного мозга.

Негативные последствия для здоровья могут проявиться в течение шести месяцев после COVID-19

«Негативные последствия для здоровья могут проявиться в течение шести месяцев после COVID-19 – это тот временной промежуток, когда нужно быть особенно внимательным к своему самочувствию, – считает профессор Уральского государственного медицинского университета Марина Нестерова. – Кажется, что человек выздоровел, но скрыто от него самого в организме может идти процесс разрушения. Поэтому постковидный период не менее опасен, чем время протекания самой болезни». В каждом конкретном случае нужна дифференциальная диагностика, и без психолога или психиатра при потере памяти не обойтись.

Ум – на кончиках пальцев

В Югре люди, переболевшие коронавирусом, могут пройти углублённую диспансеризацию через два месяца после выздоровления. Участковый терапевт при необходимости направляет пациентов на консультацию к неврологу или психологу.  При серьёзных нарушениях когнитивных функций могут понадобиться дополнительные методы диагностики и более специфичная терапия. «Чтобы восстановить общее самочувствие, нужен комплексный подход. В первую очередь надо наладить сон, чтобы он был качественным и достаточно продолжительным. Кроме этого, важна умеренная физическая активность. Обязательны прогулки на свежем воздухе – постоянное нахождение в помещении провоцирует гипоксию. Нужно ограничить время, проводимое за гаджетами, поскольку они ухудшают качество сна, и мозг быстро привыкает к усвоению лёгкой информации в виде картинок и роликов», – объясняет Анастасия Британова.

Чтобы тренировать свой мозг, нужно читать книги, которые могут дать пищу для ума. Полезно разгадывать кроссворды, ребусы и головоломки, играть в настольные игры: шахматы, шашки и т.д. Можно освоить какой-нибудь вид спорта, начать изучать иностранный язык и даже сменить вид деятельности. «Чтобы восстановить папу, мы по рекомендации врача начали принимать специальные препараты и занимались с ним, как с маленьким. Делали массаж, гимнастику, выводили на прогулку, учили стихи, – рассказывает  Анна. – Папа вместе с правнучкой лепил фигурки из пластилина, собирал для неё бусы и пазлы – развивал мелкую моторику. Снова научился играть в «Морской бой». Самым сложным было то, что ничего из этого он не хотел делать. Приходилось убеждать, просить. Но спасибо врачам – папе стало лучше…»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах