Научи себя сам
– Надежда Фёдоровна, систему школьного образования не ругает только ленивый. Где, по-вашему, кроются проблемы?
– Проблемы кроются на более высоком уровне: учителя перегружены «бумажками». Они заняты контролем, надзором, проверками, бумагами, составлением отчётов. Им некогда работать с детьми, некогда думать. У нас пишут правильные законы, но их не исполняют. Например, в 2009-м вышла программа модернизации образования, которая провозгласила демократизацию, коллективный способ обучения, новые информационные технологии. Где всё это? Продекларировано, что учителя и даже родители могут влиять на учебные программы. На самом деле ещё 10 лет назад было больше свободы. Учитель мог сам выбирать учебники. Теперь выбор делает школа. Ввели жёсткое расписание, уроки – строго по 40 минут. В таких рамках невозможно организовать обучение в форме игры, дискуссии. О какой демократизации образования может идти речь?
– Чем опасна такая жёсткая система?
– В ней заложено, что все дети изначально готовы к школе одинаково. Разве это возможно? Есть ребята из неблагополучных семей. Их нужно довести до уровня окружения. Но сегодня всех ровняют под одну гребёнку. Школы финансируют в зависимости от числа учеников, поэтому в классах по 30 человек. Много архаики. Когда школьника обычно вызывают к доске? Когда нужно приструнить. Ребёнок начинает комплексовать, воспринимать ответ как наказание. При этом один думает, остальные списывают. А вспомним наши пресловутые контрольные под строгим присмотром! Между тем в известной «Школе радости» Дмитрия Никитина вместо контрольных работ проводят эстафеты с заданиями.
– Педагог Ефим РАЧЕВСКИЙ сказал: «Российские дети умеют всё, пока не начинают ходить в школу». Это так?
– Совершенно верно. По последним рекомендациям Министерства образования, педагог должен быть наставником, тренером и судьёй. На первый взгляд, всё в порядке. Но «учащийся» – это, прежде всего, обучающий себя. Он должен быть сам заинтересован в получении знаний. А для этого нужно соз-
дать среду, этому надо научить. Чтобы ребёнок вырос личностью, нужно дать ему больше свободы и научить пользоваться ею. Иначе он всю жизнь будет в последних рядах. Мы наступаем на одни и те же грабли. В 80-е годы поощрялось, если учитель много говорил, а ученики молчали. Были жёсткое расписание, жёстко спланированная работа учителя, когда он движется по заданным пунктам – независимо от того, как Вова с Петей усвоили материал. В итоге не ребёнок учился, а учитель совершенствовался в лекционной деятельности. В советские годы ввели обязательное девятилетнее образование. С одной стороны, это характеризовало уровень развития общества. С другой, запретили оставлять детей на второй год, учителей распекали за каждую двойку. В итоге вырастили множество тунеядцев, которые просто не учились. К сожалению, в нашей стране всегда находятся ушлые люди, которые даже хорошие начинания исковеркают.
Технологии - на ветер
– Сегодня без репетитора поступить в вуз почти невозможно. Школа не справляется?
– Да, но репетитор делает те же ошибки, что и школа. Он тоже не учит технологиям самообразования. Ученик ведомый, он – ведущий. А вот, например, в Москве, в «Центре информационных технологий в образовании», организовали совсем другое репетиторство для детей из малообеспеченных семей. Приобрели учителям-пенсионерам компьютеры, научили работать дистанционно, ребят пригласили в центр и настроили видеосвязь для индивидуальной работы. Решили вопрос социального расслоения и трудоустроили пенсионеров.
ДОСЬЕ АиФ-Югра |
|
---|---|
Надежда КАРЯВИНА родилась в 1949 г. в п. Ояш Новосибирской обл. Окончила Новосибирский пединститут. С 1973 г. живёт в Югре. Заслуженный учитель РФ. Принимала участие в разработке первого закона об основах системы образования в Югре. С 1990 по 2010 год возглавляла экспериментальную школу в Лангепасе, которая была признана «Школой века» и трижды «Школой года России». |
– Почему в наших школах нет таких технологий?
– В 2006 году во все школы России было разослано 54 диска с программами и разработками по всем предметам. Где они? Многие учителя о них даже не слышали, а теперь их приказали уничтожить, потому что лицензия закончилась. Такие деньги на ветер! На рабочем месте у большинства педагогов до сих пор нет компьютера. Нужно организовывать дистанционные стажировки учителей, предметные педагогические сообщества в сети. Нефтеюганцы пытались создать такое сообщество, но им запретили. В школе, которую я возглавляла, есть уникальный зал видеоконференций. Он позволяет, например, заниматься одновременно с классом из Америки или приглашать преподавателей для дистанционных занятий. А его используют только для проведения праздников.
– А если представить идеальную школу?
– Чтобы подготовить ребёнка к современной жизни, нужно учить современными методами. А все привыкли работать, как в старые добрые партийные времена. Ничего не изменится, пока учитель не научится новому. Пока не изменится его рабочее место и не уйдут жёсткие рамки, в которые он поставлен.