Квадрокоптеры - достаточно распространенное название для маленьких беспилотников (БПЛА). На самом деле у них много разновидностей: мультикоптеры, трикоптеры, просто коптеры. Но объединяет летающих «малышей» одно - способность фотографировать с высоты и подчиняться командам с «земли».
Полет не разрешен
Используют БПЛА сегодня как профессионалы, например, при мониторинге загрязнений окружающей среды, так и любители, обычно подростки в качестве дорогой и модной игрушки.
А между тем, она может принести владельцу большие хлопоты, ведь по закону, если аппарат весит больше 250 грамм, то его нужно регистрировать в Росавиации и относиться к нему со всей серьезностью.
Закон об обязательной регистрации беспилотников вступил в силу с этого года. Правда, изначально предполагалось, что процедура будет простой и не хлопотной. Но на деле все оказалось иначе.
«На занятиях мы с ребятами сами моделируем дроны, а проверить их работу, например, на улице не можем. Отсутствует прозрачная регистрация аппаратов, - рассказывает педагог дополнительного образования Ханты-Мансийского кванториума Александр Усманов. - Не понятно, кто и где должен осматривать дрон и крепить к нему чип. То же касается и получения разрешения на полеты. В итоге, наши беспилотники «парят» только в кабинетах».
По мнению педагога, проблема регистрации еще и в том, что проще собрать документы на уже готовый, купленный в магазине аппарат. У него есть серийные номера, соответствующие бумаги. А что делать авиамоделистам, которые творят своих «птичек» в домашних условиях?
«Многие любители запчасти покупают в Китае, через интернет, естественно, никаких документов на них не выдается, - говорит Александр. - В Европе, например, все владельцы квадрокоптеров должны подчиняться единым правилам: летать не выше 80 метров и в безлюдных местах. В противном случае нужно получать разрешение на полет».
Невидимы и опасны
И все же большинство специалистов считает, что ставить маленькие беспилотники на учет необходимо. Ведь все чаще от них могут пострадать люди и имущество.
«Недавно мы гуляли в парке с детьми. Там любители снимали видео с помощью квадрокоптера, но что-то пошло не так, и он свалился прямо у наших ног, - рассказывает жительница Ханты-Мансийска Наталья Григорьева. - Я испугалась, потому что винт мог задеть сына, поранить его. Все обошлось, но мне непонятно, кого в случае травмы нужно привлекать к ответственности».
По данным Росавиации, в 2016-2017 годах выросло число случаев нарушения воздушного пространства беспилотными судами. За пять месяцев этого года зафиксировано 28 таких случаев, в 2016-м за это же время было 12.
«Некоторые из происшествий создавали угрозу не только безопасности полетов пилотируемых воздушных судов, но и людей на земле, - гласит официальное обращение ведомства. - Например, в мае при проведении тренировки парада экипаж вертолета обнаружил опасное приближение к правому борту квадрокоптера, в связи с чем был вынужден выполнить маневр по уходу от столкновения».
Наибольшую опасность «летуны» представляют для самолетов. Сургутский аэропорт в этом году уже зафиксировал случаи, когда беспилотники появлялись в зоне посадки и взлета пассажирских воздушных судов, создавая реальную опасность для людей.
Прежде, чем покупать БПЛА, подумайте о последствиях такого шага, ведь если процедура регистрации дрона туманна, то штрафы за его неправильное использование вполне реальны.