Перед праздником Святого воскресения Господня мы говорим на эту тему с настоятелем Церкви Алексия Московского отцом Евгением ЧЕБЫКИНЫМ из Нягани.
Так душа захотела
- Отец Евгений, совсем недавно советские граждане делились на атеистов и верующих. Сегодня как россияне относятся к вере?
- К сожалению, в современной России и, естественно, у нас в Югре, у многих примитивное представление о Боге и вере. Будто Бог - это автомат с кофе: ты ему монетку, он тебе - благодати своей. Но так не бывает. В «лихие 90-е» «бизнесмены» жертвовали огромные суммы на восстановление храмов и строительство церквей. Возможно, думали, что так можно любые грехи искупить. Но ты хоть всю церковь золотом засыпь, если останешься в том же безблагодатном состоянии, в котором пребывал, совершая небогоугодные дела, то польза, может быть, и будет, но не такая, как если бы ты совмещал милостыню с работой над собой. С Богом нужно выстраивать прежде всего личностные отношения.
- Кто приходит сегодня в Церковь?
- Разные люди: молодые, пожилые, здоровые и страждущие. Церковь - своеобразная лечебница для души и принимает абсолютно всех. Кому-то нравится церковное пение, кто-то надеется на чудо. К сожалению, людей, которые приходят сюда, потому что душа захотела быть с Богом, я вижу нечасто. А ведь это главная причина. Но в светлое Христово воскресенье в Церковь непреодолимо тянет даже тех, кто никогда не приходил сюда и вряд ли снова придёт. С нетрезвыми, неопрятными людьми мы встречаемся редко, и слава Богу, что хотя бы в этот день они находят в себе силы посетить храм Божий.
- Некоторые не идут на исповедь, потому что боятся, что батюшка будет задавать неудобные вопросы.
- Прощение грехов - это лечение души. Человек - как пациент, который обращается к врачу. Чтобы поставить диагноз, нужно обследование. Мера неудобных вопросов у каждого священника своя. Например, я каких-то тем касаюсь лишь вскользь. Но вопросы про аборты или супружескую верность я вынужден задавать на первой исповеди. Чтобы в дальнейшем этого избежать, я советую людям брать книгу, где все грехи перечислены, и на листочек выписывать всё, что про них. Это избавляет священника от необходимости рыться в «чужом белье». Со временем доверительные отношения выстраиваются и контакт налаживается.
Лучше есть мясо, чем людей
- Пасхе предшествует Великий пост. Некоторые считают, что на «северах» можно не соблюдать его. Многие понимают смысл поста по-своему…
- Многие думают о посте как о диете, которая позволит снизить количество холестерина в крови или похудеть. Но Иисус Христос не ставил перед собой задачу кому-то понравиться или стать великим, когда шёл на распятие. Он одержал победу над злом, над смертью. Не надо цепляться за пищевые запреты. Иногда, даже не кушая ничего запретного, человек не постится, потому что не перестаёт осуждать и гневаться… Митрополит Киевский Владимир говорит: «Лучше есть мясо, чем людей». Когда ты в пост ешь мясо, то понимаешь, что грешишь и нуждаешься в покаянии. А если ты «съел» или осудил человека, то считаешь, что это в порядке вещей.
Меру поста на Севере каждый выбирает для себя сам, предварительно посоветовавшись с духовником. Иной раз приходит человек и говорит: «Я болен» или «У меня тяжёлая работа» и просит благословить на послабление поста. И зачастую священник даёт положительный ответ. Вы поймите: человек может кушать, например, рыбку, но при этом хотя бы минуту в день никого не осуждать (а это весьма непросто). А если он ещё и на молоко взял благословение, то может никого не осуждать уже две минуты в день - польза колоссальная. И период «неосуждения» должен увеличиваться - духовная жизнь не терпит застоя, а здоровье душевное важнее физического. Пока в обществе приоритеты и стереотипы иные. Но нужно их менять. Это сложная духовная работа над собой. И начать эту работу никогда не поздно.
Досье
Евгений ЧЕБЫКИН родился в1986 г. в Нефтеюганске. По окончании Тобольской духовной семинарии поступил на службу дьяконом в приходе Лангепаса. Параллельно учился в Тобольской социально-педагогической академии по специальности «лингвистика». В 2012 г. переведён в Нягань.
Наша справка
Сохранившиеся храмы и церкви Югры признаны памятниками архитектуры. На 1 марта 2011 г. под государственной охраной находились 11 церквей:
- церковь Успения Пресвятой Богородицы (п. Полноват);
- церковь Рождества Пресвятой Богородицы (п. Берёзово);
- Кондинский Свято-Троицкий монастырь (п. Октябрьское);
- Спасская церковь (п. Шеркалы);
- церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с. Зенково);
- церковь Успения Пресвятой Богородицы (с. Селиярово);
- Вознесенская церковь (п. Горноправдинск);
- деревянные церкви (д. Семейка, с. Скрипуново, с. Тюли, с. Чембакчино).