Примерное время чтения: 8 минут
635

Вездеходы и багги своими руками. Житель Югры делает технику для бездорожья

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ-Югра 14/09/2022
Андрей Жернов
Андрей Жернов / Оксана Шуман / АиФ

Житель Луговского Андрей Жернов проектирует и мастерит вездеходы колёсные и гусеничные, мини-тракторы, багги, мотоциклы и даже паровоз. Как он живёт и для чего ему «железное» увлечение, узнала корреспондент ugra.aif.ru.

Привёз клад

Троица, Белогорье, Кирпичный, Ягурьях – маленькие деревеньки в Ханты-Мансийском районе, которые входят в состав сельского поселения Луговское. Луговское – это центр. От Ханты-Мансийска до него вроде и недалеко – всего 30 км, но добраться летом можно только по воде, а зимой – по зимнику. Это такая ледяная дорога через реки и болота.

Когда-то в советские времена тут бурлила жизнь. Градообразующими предприятиями были деревообрабатывающий завод и домостроительный комбинат, на которых в три смены работали более двух тысяч человек. По комсомольским путёвкам молодёжь приезжала со всего СССР и союзных республик. Делали комплекты деревянных многоквартирных домов, пиломатериалы – окна, двери. Готовые конструкции на баржах развозили не только по Югре, но и в Салехард. Заводы перестали существовать в 1999 году, а люди остались и живут. Семья Жерновых – Андрей и Надежда – одни из них. Андрей когда-то был работником деревообрабатывающего завода. Начал с 15 лет. Был период, когда молодой человек уезжал учиться. А вернулся и привёз настоящий клад – жену Надежду. Спокойная и надёжная, светловолосая, стройная, высокая русская красавица приехала с мужем в Луговское в 1993 году. Тогда ей было 25 лет.

«Я прежде, чем поехать, отправила копию трудовой книжки в администрацию. Хотела сразу работать, добро дали. По профессии финансист, устроилась  рядовым бухгалтером, через полгода назначили главбухом, им проработала до самой пенсии», – вспоминает Надежда.

Свадьба Жерновых
Свадьба Жерновых Фото: Из личного архивa/ Андрей Жернов

С ним не скучно

Супруги располагают к себе сразу. Оба они настоящие хозяйственники. Их дом с участком можно показывать по телевизору как уютный и живописный. Когда-то они купили старый дом, но перестроили под себя. Вернее, строил сам хозяин, фактически в одиночку. Поднимал стены, выравнивал фундамент, достраивал комнаты, стелил новый пол, перекрывал крышу, обшивал дом. А заодно соорудил ангар для своих изобретений, забор и гараж-мастерскую, восстанавливал баню.

В их огороде идеальный порядок: чисто, аккуратно, сорняков нет, даже капуста с морковкой стоят ровненько в ряд. Есть место для изумрудной лужайки, а через маленький прудик с живым карасём сделан металлический мост. Там, где сейчас ухоженные аккуратные теплицы, были старые бараки и помойка – огромный котлован, в который жители близлежащих домов скидывали бытовой мусор. А когда бараки сносили, в котлован покидали доски и кирпичи. Жерновы взяли эту землю в аренду, очистили. В котлован засыпали 20 машин земли, посадили огород, кирпичи пригодились для ремонта печи в бани. «Мой муж не только по железу мастер, он хозяйственный и рукастый. С ним не скучно. Утро начинается, а он за ночь уже придумал, что смастерит. Не может Андрей просто так сидеть без дела», – с гордостью рассказывает жена о своей второй половинке.

Когда оба предприятия в поселении закрыли, люди остались без работы. Места были только в школе, детском саду, магазине, библиотеке, администрации, да и те заняты. Поначалу находились смельчаки, которые пытались реанимировать завод. Создавали ИП, брали в аренду цеха, получали субсидии от района, закупали оборудование, но это ни к чему не привело.

«У нас большая проблема с доставкой, несмотря на то, что от федеральной трассы на Нягань 14 км. Речной транспорт стал невыгоден, очень дорого катерами сплавлять лес. Надо было как-то выживать. Многие уехали, кто-то спился, а те, кто смог, – стали заниматься предпринимательством. Таких оказалось немного. А что делать людям, которые привыкли вкалывать, ну если ты работяга, то какие с тебя бизнес-идеи», – рассуждает Андрей Жернов.

Жернов не стал горевать, в молодой семье подрастали трое ребятишек, их надо было кормить и на ноги поднимать. «Купил корпус от катера, за три месяца его восстановил и начал возить коммерсантов с грузами из Ханты-Мансийска в посёлок. Потом купил «газель» семиместную. Летом на катере, зимой – на «газели», так и зарабатывал», – рассказывает Жернов.

Про аэросани на лыжах

Первую самодельную технику с двигателем Андрей Жернов построил, когда учился в седьмом классе. Это были одноместные аэросани на трёх лыжах. А потом пошло-поехало: мини-тракторы, багги, мотоциклы и даже паровоз.

Первая самодельная техника
Первая самодельная техника Фото: Из личного архивa/ Андрей Жернов

«Мои родственники по линии отца и по линии матери работали на железной дороге. Прадед Фёдор Кутырев – в Ишимском депо. Перед войной его арестовали и расстреляли. А дедушка Андрей Моторный трудился на железной дороге. Как-то пришла мне в голову идея смастерить паровозик с вагончиками и назвать его Паровозик Иванович, в честь своих дедов. Они оба Ивановичами были», – рассказывает Андрей Жернов.

Паровозик действительно выглядит как настоящий. Это полностью самодельная  конструкция, строили его всей семьёй: с сыном делали корпус. Основа – транспортная самоходка ТС-350 мощностью 4,5 лошадиных силы. А супруга разработала дизайн кузова, так сказать, по-женски уютно обустраивала.

«В кабине есть печка-буржуйка. Если зажечь там берёзовую кору, она даст хороший дым, как будто у настоящего паровоза», – рассказывает наш герой.

В праздничные дни Паровозик Иванович катает ребятишек по посёлку. Как говорит Андрей, в его детстве в Луговском развлечений не было, сейчас, впрочем, тоже. Поэтому хочется порадовать малышню. В 2020 году Паровозик Иванович даже съездил на «гастроли» – на историческую родину Жернова в посёлок Голышманово Тюменской области. «Загрузил разобранную кабину паровоза в автомобиль «Соболь», сзади прицепил вагон и так ехал. На перроне Голышмановского вокзала ответным гудком приветствовал электропоезда и так почтил память о прадеде и деде и поздравил работников с Днём железнодорожника. Люди удивлялись, а ребятишки, которых катал, – радовались», – рассказывает мастер.

Дома, в Луговском, Андрей Жернов оборудовал мастерскую, у него есть всё необходимое для самостоятельного создания механических машин, даже токарный и фрезерный станок. Сейчас занимается изготовлением самодельных вездеходов на гусеницах и колесах, мини-тракторов. Однажды в журнале «Моделист-конструктор» он высмотрел чертёж мотобуера – спереди две лыжи, а сзади колесо от мотоцикла с большими шипами – и вместе с сыном сделали мотобуер.

«Садишься как на автомашину, руль мотоциклетный, есть педали. На такой конструкции очень удобно ездить на зимнюю рыбалку на озеро», – рассказывает он.

С чувством юмора порядок

Своими руками Андрей Жернов смастерил много колёсных вездеходов, все разной компановки, 8 гусеничных и много мелкой и полезной техники. Поначалу «самоделки» делал для своих нужд, потом знакомые стали просить смастерить для них – не отказал. Вездеход колёсный МБК 4х4 выдерживает любую непогоду. В минус сорок он вместе с сыном жил в нём несколько дней, пока ловили рыбу на озере. Его пришлось продать, когда сын поступил на учёбу в Санкт-Петербург. Но папа смастерил новый.

Несмотря на внешнюю суровость, Андрей Жернов ещё тот юморист. На участке у него есть железный цветок – подарок супруге, сварены металлические шлёпанцы для зятя – чтобы сносу не было.

«Однажды я был в отпуске, жена ушла на работу, наказала мне сварить борщ. А как его варить – не знаю. Ну я и сварил по своему рецепту – металлическую табличку с надписью «Борщ» и на дверь повесил», – смеётся он.

Сейчас в его домашнем автопарке есть 2 мини-трактора, мотобуер, вездеход гусеничный, прицеп для лодки и Паровозик Иванович. Говорит, что мечтает сделать ретромобиль. «Если мой муж о чём-то заикнулся, значит, ждём новое изобретение», – резюмирует супруга.

Кстати, все детали в машинах луговского мастера российские. Говорит, так дешевле и проще в обслуживании. «Надо поддерживать отечественное производство», – считает Андрей Жернов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах