Система расширяет доступную среду для инвалидов, которым трудно ориентироваться в пространстве.
Новый ориентир
«Живу рядом с перекрестком, и недавно заметила, что постоянно слышу какие-то звуковые сигналы. Конечно, мешает, - признается пенсионерка Валентина Рожкова из Ханты-Мансийска, - но я же понимаю, что перейти дорогу мне с моим зрением стало легче».
Звуковое сопровождение зеленого сигнала светофора и тактильные плиты перед перекрестками уже значительно помогают инвалидам ориентироваться в городском пространстве. Но этого недостаточно.
«Пока мы совместно с департаментом соцразвития Югры проводим анализ и оценку внедрения в округе новой системы, - пояснил директор регионального департамента дорожного хозяйства Валерий Фомагин. - Мы считаем такой шаг важным и нужным для создания в округе безбарьерной среды».
Подобный опыт уже опробован в крупных городах России: Санкт-Петербурге, Омске, Сочи и Волгограде. С помощью системы «Говорящий город» людям легче находить входы в здания, вокзалы, аэропорты, ориентироваться внутри, например, найти путь к конкретному кабинету. Она позволяет даже узнать, что на дороге есть неисправный светофор. Также эта программа сориентирует людей с ограниченными возможностями в поисках аптеки, «подскажет», когда лучше перейти дорогу, не пропустить нужный автобус.
Как это работает?
Интересные новшества системы связаны с использованием транспорта. Например, сейчас во многих городах Югры ездят низкопольные автобусы, очень удобные для колясочников или людей с тросточками. Только в Сургуте за прошедший год было закуплено 52 такие машины. По словам мэра города Вадима Шувалова, 67 % автопарка Сургута - именно такие. В Нижневартовске их - 76%. Цифры немаленькие, но для инвалидов просто заниженного пола в транспорте недостаточно, чтобы сделать его по-настоящему доступным. Это мнение подтверждают и сами люди.
«Мы довольны тем, что по городу катаются такие автобусы, объявляются остановки, что для незрячих очень важно, - рассказывает председатель Нижневартовского городского общества слепых Светлана Горбачева. - Но для нас этого не достаточно. Слепым сложно найти остановку, понять какой автобус подъехал и куда он следует. Очень трудно найти вход в транспорт».
Как оказалось, эту проблему «Говорящий город» решает без труда. Незрячий человек слышит подъезжающий автобус. У него в руках небольшое устройство, напоминающее телефон.
Пользователь нажимает на кнопку, сигнал с пульта получает спутник. Он определяет ближайший к человеку автобус, оснащенный радиотрансивером. Устройство пользователя извещает его об остановке и о маршруте подъезжающего транспорта. Также трансивер средства передвижения подает звуковой сигнал для определения входа в автобус. Водитель транспортного средства, в кабине которого также установлен пульт, уже знает о том, что в транспорт входит незрячий. При необходимости, он будет готов помочь пассажиру.
Кстати, оборудование может обеспечить воспроизведение сообщений на различных языках. А это сделает окружную столицу доступной не только для своих жителей с ограниченными возможностями, но и для туристов, приезжих, пожилых людей.
«Существует несколько аналогичных систем. Отзывы только положительные, - рассказал о своих впечатлениях председатель региональной общественной организации инвалидов по зрению «Тифлопуть» Сергей Филатов. - Но, думаю, не на последнем месте стоит ценовой вопрос. Еще два года назад разработчики утверждали, что один такой «пульт» обойдется человеку в 20 000 рублей. Кто будет снабжать слабовидящих людей персональными устройствами? За чей счет? Во сколько округу обойдется переоборудование дорожной сети? Нужно, чтобы финансовые вливания стоили полученного эффекта».
Но все эти ожидаемые сложности не перекрывают той пользы, которую может принести «Говорящий город».